22.11.2024

Дикие и закалённые герефорды на ферме Корюна Арутюняна

В одном из последних номеров в материале о Корюне Арутюняне мы сообщали о том, что в конце января он должен закупить и привезти на ферму первую партию коров герефордской породы. Сельхозпроизводитель решил вместе с молочным направлением своего хозяйства начать развивать и мясное. Для этого подал документы на получение гранта, выиграв его. Мы ему обещали, что обязательно приедем и посмотрим вживую на новосёлов.

Накануне поездки позвонила ему – никак не ожидала, но сейчас Арутюнян находится в Москве.

— В отпуске, у друга в гостях отдыхаю, – ответил он радостным голосом.

А где ваши герефорды?

— На ферме уже, обживаются. Съездите и посмотрите.

Утро следующего дня было холодным – минус 34. Только приехали на ферму, как сразу повстречали супругу Корюна Исраели – Лану, которая развозит по магазинам молочную продукцию. Попросили её сопроводить нас туда, где содержатся новосёлы. Выяснилось, что загон, окружённый сугробами, находится за фермой. Лана сразу предупредила:

— Они дикие. Как услышат гул машины, а слух у них отличный, так сразу убегают в дальний угол. Там не только коровы, но бык и шесть телят.

На наше счастье, к загону приближался осанистый мужчина в рабочей форме. Как выяснилось: скотник, который и ухаживает за пополнением.

Пётр Николаевивч Зотов, – представился он. – Живу в Покровке, а сюда каждое утро уже 12 лет езжу на работу.

— Как ведут себя новосёлы?

— Спокойные, но слегка диковатые. Эта порода любой мороз выдержит, в тепле её нельзя держать. Ложатся прямо на снег и отдыхают. Малыши тоже могут прилечь на снег – им ничего от этого не будет. Понравилось, что мамы защищают своих телят – попробуй обидь! Всеядны, сейчас питаются сеном. Но есть могут любую траву, даже сорняки.

— Почему так долго работаете здесь?

— Хозяин нравится – зарплату вовремя платит, пьяниц не любит. За скотом я ухаживаю с малых лет: сам вырос в деревне, и ничего зазорного в этом не вижу. Молодёжь смеётся: «Навоз убираешь!» Им не понять, что люблю свою работу, а вот они трудиться не хотят.

…На самой ферме ведётся строительство – «А» об этом писала. Вскоре будет готова и площадка для коров с телятами, а увиденный нами загон – временное явление.

Ко всему этому надо сказать, что герефорды не являются молочными, поэтому их молоко предназначено лишь для кормления новорождённых телят, которые быстро набирают вес. Довольно прожорливы: за зиму 15 голов могут съесть 200 тонн сена. Поэтому прежде чем завести таких коров, необходимо приобрести специальную технику для кошения травы, и заготавливать сено заранее. Корюн всё это сделал.

Фото: «Город «А»

Какая она – армянская жена?

С Ланой Арутюнян я встречаюсь не впервые, но по душам поговорить никак не получалось – она всё куда-то торопится. На этот раз решила воспользоваться моментом и её хорошим настроением.

— Лана, а сколько лет вы уже живёте с Корюном?

35 лет. Познакомились, когда я окончила Ереванский политехнический институт. Работать меня отправили в город Дилижан, на Южном Кавказе. Смотрели фильм «Мимино?» Там как раз говорится, что самый хороший город, где лучше всех готовят и где течёт самая чистая река – это курортный город Дилижан. Корюн там работал в милиции, я – на заводе, познакомились через общих знакомых.

— Правда, что армяне предпочитают браки только с людьми своей нации?

— Не совсем. Сейчас многие наши мужчины женятся на русских. Но всё же, действительно, лучше жениться и выходить замуж за человека своей нации – общий менталитет много значит. Надо сохранить свой язык и не забывать Родину. Русский народ – очень хороший, но у каждого – своё.

— Чем и как живут армянские жёны в вашей стране?

— Все по-разному, ведь и там тоже есть и бедные, и богатые. Первые – годами ничего хорошего не видят, вторые – только успевают ездить по курортам. Своей судьбой я очень довольна.

— Вы – женщина энергичная, и, наверное, сидеть дома для вас было бы не интересно?

— Вообще раньше я считала себя домашней женщиной, но сейчас поняла. Что лучше постоянно быть в движении и во всём помогать мужу, в том числе и на работе.

— Вначале вы занимались пекарней?

— Нет, ею руководит сестра Корюна. А я с утра еду на ферму, затем развожу продукцию по магазинам – сметану, сыр, творог (молока в зимний период мало). Заканчиваю после обеда. Директора торговых точек довольны, просят больше. Хвалят продукцию и покупатели.

— Гордитесь мужем?

— Очень. Он только с виду спокойный и стеснительный, а вообще – очень энергичный и деятельный человек, за годы жизни с ним просто заразил своей энергией. Очень трудолюбив.

— Дети – взрослые?

— Дочке – 34 года, сыну – 30, внуков пока нет.

— Дома с мужем говорите о работе?

— Делится со мной проблемами. Особенно расстраивается, когда люди из-за пьянки не выходят на работу. Потом мечется, ищет замену прогульщикам, плохо спит.

— А какой у него характер?

— Любит торопиться, теперь и я научилась это делать. Все решения принимает один – имеет на это право, так как сам всё создал. Живём дружной семьёй: с нами мать Корюна – моя свекровь, и невестка с мужем.

 Фото: «Город «А»

Автор