С виду Анна Стрига – совсем молоденькая девчонка. Так сразу и не скажешь, что она руководит одним из самых ответственных подразделений Центральной заводской лаборатории Ачинского НПЗ – лабораторией охраны природы.
— Я окончила школу № 3, где преподавателем химии была Нина Дмитриевна Зорина. Она учила ещё моего папу, и думаю, именно она привила мне интерес к этой науке. Дисциплина очень сложная, но лично меня это только стимулировало. Строение веществ, формулы – это загадка, которые мне всегда было интересно разгадать. Поэтому после школы поступила в КГУ, на химический факультет. Считала и продолжаю думать, что химия – наука жизни, наука будущего.
— И это будущее непременно связано с Ачинским НПЗ?
— Нет, эти знания найдут применение в любой отрасли. Но когда я получила диплом, мама сказала: «Ну что, надо начинать взрослую жизнь…» и дала свои наставления: ничего не бояться, пробовать, стремиться. Я, и решила продолжить дело родителей.
Мама Анны, Татьяна Юрьевна Леванькова, сейчас уже находится на заслуженном отдыхе. Но родному НПЗ она отдала 37 лет трудовой жизни. Между прочим, устроилась на завод оператором товарным в августе 1982 года – за несколько месяцев до его пуска. Там же, на НПЗ, познакомилась со своим будущим мужем Андреем Владимировичем – он трудился сварщиком.
— Я не хотела никуда уезжать из Ачинска. Тут – моя семья, а я – человек семейный, — продолжает Анна. — Наверное, подсознательно в моей голове всегда сидела мысль, что и я на НПЗ смогу найти себе работу.
После окончания университета Анна сразу отправилась в отдел кадров НПЗ. Там ей предложили временную должность в лаборатории охраны природы – на место ушедшей в декретный отпуск сотрудницы. Начинала с препараторской, с приготовления реактивов.
— Все знают, что 12 декабря на заводе традиционно проводится праздник – молодых специалистов первого года работы посвящают в нефтепереработчики. Перед этим торжественным событием проходят репетиции, там мы с моим будущим мужем и познакомились. А год спустя поженились. За что я его выбрала? Трудно даже сказать… Наверное, между нами тоже произошла какая-то «химия», – улыбается собеседница.
В 2016 году Анне пришлось на три года покинуть завод, но по причине исключительно приятной и уважительной – рождение сына Максима. А как только вышла из декретного отпуска – предложили исполнять обязанности начальника лаборатории. Приказ о назначении был подписан 4 февраля – в этот день Анне исполнился 31 год. Теперь в её подчинении – 15 человек, и все – женщины.
— Трудно быть молодым начальником в таком коллективе?
— Руководить – не значит командовать. В нашем коллективе есть то, что выше этого: уважение и понимание. Ведь у нас – общие рабочие задачи, которые требуют особого к себе отношения. Участок у нас – непростой. В месяц специалисты лаборатории охраны природы отбирают и обрабатывают более девяти тысяч анализов атмосферного воздуха, промышленных выбросов, почвы, природной, подземной и сточной воды. По сути, мы контролируем «чистоту» работы всего завода. Радует, когда видишь живые результаты –на прудах-отстойниках круглый год живут утки, бобры не оставляют попыток построить плотины, на гидротехнических сооружениях второй год гнездятся журавли. Не зря говорят, что самые чистоплотные – это медики и химики. В аналитической лаборатории даже плохо помытая колба исказит результат анализа. Поэтому я на уровне подсознания не терплю грязь.
Когда началась история с коронавирусом, требования ужесточили. Применение дезинфицирующих средств для обработки рук, рабочего места, использование средств индивидуальной защиты, соблюдение дистанции – сегодня новые реалии вошли в ежедневный круг нашей жизни. Защищать себя, своих семьи необходимо, это тоже работа, такая же, как защита благополучия природной среды.
— С супругом дома часто обсуждаете работу?
— В основном делимся опытом — муж, кстати, сейчас работает инженером цеха № 17. Но, к счастью, воспитание сына отнимает столько времени, что для обсуждения производственных вопросов его уже почти не остаётся.
— Недавно ушёл из жизни Егор Александрович Демьяненко – основатель и первый директор НПЗ. Что вы почувствовали?
— Егор Александрович был символом завода. Даже на заслуженном отдыхе он всегда был с коллективом, на любом празднике. Его знали все заводчане, меня в молодые специалисты посвящал. … Именно он, первый директор, задал направление развития, придал заводу правильный импульс, который поможет НПЗ справиться с любыми трудностями.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены