23.11.2024

26 часов без света

Как энергетики устроили пенсионерам из Ачинского района «ток-шоу»

Эта история тянется аж с 2017 года. Организация «МРСК Сибири» захотела установить супругам Антроповым, живущим в посёлке Причулымский, новый прибор учёта электроэнергии – закрепить его хотели на столбе недалеко от дома. Однако пенсионеров полностью устраивал и старый, висящий на фасаде. Он был исправен, поэтому подписывать акт ввода в эксплуатацию нового прибора учёта они категорически отказались.

Казалось бы: ну какая разница, где висит прибор? Глава семьи Николай Филиппович объясняет свою позицию так:

— Меня не устраивало то, что энергетики хотели ограничить свою зону ответственности этим столбом со счётчиком. Почему я должен нести эксплуатационную ответственность от столба до моего дома? Случись на этом участке какие-то неполадки – нужно платить им две тысячи рублей за отключение, нанимать за собственный счёт электрика для устранения неполадок, а потом заплатить ещё и за подключение. А оно мне надо? Я заключил договор с гарантирующим поставщиком электроэнергии – вот пусть и гарантируют.

Дело дошло до суда, и суд разрешил Антроповым эксплуатировать именно тот прибор, который расположен на фасаде. Тем не менее, представители «МРСК Сибири» время от времени предлагали подписать акт ввода в эксплуатацию счётчика, расположенного на столбе.

— Когда в последний раз я отказался подписывать документ, мне специалист сказал: «Хорошо, тогда вы за мной   ещё побегаете!», – говорит Николай Филиппович.

Чуть позже стало понятно, что означали эти слова: у Антроповых регулярно начало пропадать электричество. Сначала супруги не обращали на это внимания – ничего страшного, если пару часов нет света.

Но однажды электроэнергия пропала надолго. При этом соседние дома получали электроснабжение без ограничений.

— Я к одним соседям пошёл – у них есть свет. К другим – тоже есть, – вспоминает Николай Филиппович. – Специально принёс бинокль, посмотрев в него на столб – автомат был включён. То есть они отключили мне электричество дистанционно.

После этого Антроповы, сообразив что к чему, позвонили в «МРСК Сибири» и потребовали немедленно включить электроэнергию. Но в организации им ответили: отключение произошло в результате аварии, и электричество появится только тогда, когда супруги подпишут акт ввода нового счётчика в эксплуатацию.

Лишь после того, как пенсионеры написали заявление в полицию, электроснабжение у них всё-таки появилось, причём никто ничего не ремонтировал – его включили дистанционным способом. В общей сложности супруги просидели без света более 26 часов.

Антроповы решили, что так просто этого не оставят, и снова обратились в Ачинский городской суд – на сей раз с исковым заявлением о защите прав потребителей. По их мнению, отключение было произведено необоснованно: платят они своевременно, задолженность отсутствует.

В суде сослались на норму закона: перерыв в подаче энергии без согласования с абонентом допускается лишь в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Однако из ответа, представленного «МРСК Сибири» по запросу суда, а также выкопировки оперативного журнала «Красноярскэнерго» следовало, что в то время, когда у Антроповых не было света, никаких аварийных отключений электроэнергии по их адресу не производилось.

Определяя лицо, ответственное за нарушение прав потребителей, суд полагает, что ответственность за ненадлежащее оказание услуг несёт не «МРСК Сибири», а «Красноярскэнергосбыт» – по договору именно эта организация является гарантирующим поставщиком электроэнергии.

При этом суд учёл, что Антроповы обратились с иском лишь спустя полтора года после допущенного нарушения их прав, «что, по мнению суда, свидетельствует об относительно невысоком уровне причинённых им страданий».

В результате каждому из супругов присудили по 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда и по 500 рублей – штраф.

Автор