— 14 июля мне на работу позвонил сын и пожаловался: «В нашем дворе стоит ор и визг – щенят ловят и скидывают в сетку, а какой-то мужик бегает за Эйвой с ружьём, – рассказывает Оксана Кондоба, жительница одного из домов по улице Калинина. – Вышли взрослые, тоже кричат: «Вы что творите?!»
Эйва – бездомная сука, которая ощенилась этим летом. Жители окрестных домов подкармливали щенят, но однажды один из них якобы поцарапал ребёнка, и кто-то позвонил ИП Дементьевой, которая занимается отловом бездомных животных. Эйву поймать так и не удалось, а вот щенят увезли.
— Вы не представляете, как тяжело на это было смотреть: мать два дня бегала, выла, искала своих детей, – продолжает Оксана. – Я не выдержала, позвонила Дементьевой, чтобы узнать: зачем она забрала животных, которым нет и двух месяцев? Она объяснила, что в соответствии с контрактом их нужно стерилизовать, а через десять дней выпустить туда, откуда взяла. Но за это время у матери «перегорит» молоко, и она не сможет их кормить, поэтому я сама предложила помощь в поимке Эйвы.
Прибыл кинолог, совместными усилиями суку удалось отловить. Как рассказывает Оксана, стерилизовать Эйву ей пообещали на следующий день.
— Но когда я приехала в веткабинет на улицу Дзержинского, мне отказались показать собаку. Дементьева сказала, что после стерилизации забрала Эйву к себе домой. Мне это показалось странным: какой дом, если собака должна находиться на территории приюта, ведь ей после операции требуется уход ветеринара?
Оксане пообещали, что на следующий день Эйву доставят на Малиновую, 9 – именно там находятся вольеры.
Некоторое время спустя щенят вернули на Чкалова: с большими бирками на ушах и почему-то без матери.
— Эйва объявилась сама, через несколько дней – тощая, швы после операции гноятся… – продолжает Оксана Кондоба. – Подозреваю, что она просто сбежала из вольера. Кое-как мы её выходили. За это время я вдоль и поперёк изучила контракт и все законы, так или иначе связанные с отловом животных. Поняла, что все проблемы – из-за нечёткости формулировок. Во-первых, на щенят надевают огромные бирки, из-за которых уши щенят гноятся. Во-вторых, в законе чётко сказано, что отловленные животные должны содержаться в приюте – но, опять же, нет чёткого определения, что он должен из себя представлять. И самое главное – стерилизация должна проводиться только после полового созревания животного. Это не указано ни в одном нормативном акте, но это общее правило, которым руководствуются все ветеринары Ачинска, которых я обзвонила.
Активистки сделали письменный запрос в Службу ветнадзора Красноярского края, откуда им пришёл чёткий ответ: да, в законе нет формулировки по поводу сроков стерилизации, но обычно это делается не ранее 7-8 месяца.
Долгое время отловом и содержанием безнадзорных животных в Ачинске занимался лишь приют «Доброе сердце». Но проблема, видимо, обострилась, и понадобилось привлечение дополнительных ресурсов. С этого года в качестве подрядчика выступает предприниматель Юлия Дементьева, у которой мы не могли не взять комментарий. В первую очередь спросили о столь ранней стерилизации животных: зоозащитники уверены, это предприниматель просто нацелена на зарабатывание денег – щенков отловить намного проще, чем взрослых особей. Однако Юлия Дементьева приводит свои аргументы:
— Во-первых, взрослых собак мы отловили гораздо больше, чем щенков. Во-вторых, мы работаем в рамках условий, прописанных в контракте: раз позвонили с жалобами – подрядчик обязан выехать и отловить. Если не поехал – значит, нарушил условия контракта. Далее: раз отловил – значит, обязательно должен стерилизовать. А что ещё делать с теми животными, на которых жалуются жители? Ждать, когда они вырастут? За это время они не просто вырастают, а начинают сбиваться в стаи – а это уже представляет угрозу для жизни и здоровья людей.
— Но все ачинские ветеринары убеждены, что стерилизовать нужно не раньше, чем наступит половая зрелость. И ответ из краевой Службы ветнадзора говорит о том же…
— Для каждого практикующего ветеринара процедура стерилизации не представляет никакой сложности, не зависит от возраста и не представляет опасности для животного. Например, в питомниках продают двухмесячных племенных кошек – и они уже стерилизованы. В Красноярске организации, которые занимаются отловом животных, тоже стерилизуют их в двухмесячном возрасте.
— А как быть с тем, что все ветеринары считают иначе? Может, на этапе составления технического задания заказчик, то есть администрация Ачинска, должен чётко прописать, что стерилизация до достижения половозрелости не производится?
— Контракт ведь составляется на основании российского законодательства. Не думаю, что администрация города пойдёт на его нарушение.
— Ещё одна жалоба жителей – на огромные бирки, которые вызывают гноение. Один щенок из-за этого даже умер…
— Не обязательно из-за этого. Сейчас осень, «сезон» инфекционных заболеваний. Возможно, щенок где-то зацепился этой биркой и повредил ухо. Что касается размера и безопасности бирки, то могу сказать, что это сертифицированный товар. Бирка жёлтого цвета надевается для того, чтобы все люди видели: собака не представляет опасности для человека – она привита от бешенства и стерилизована.
— Почему отлов происходит в присутствии детей?
— А как по-другому? Дети есть везде и всегда, а собака не сидит на одном месте и не ждёт, когда за ней приедут кинологи. Хочу подчеркнуть, что отлов идёт гуманным способом – сетью. Возможно, это тоже зрелище не самое приятное, но и здесь по-другому никак.
— Очевидно, что со стороны детей это выглядит так: приехал дядька с ружьём и давай стрелять…
— Во-первых, это не ружьё, а дистанционный инъектор, а во-вторых, такое бывает очень редко – например, на территории, где заброшенные дома, поселяется свора собак, и там реально не пройти. Сетью там ловить бесполезно, однозначно нужно применять инъектор.
***
Мы выслушали обе точки зрения. На первый взгляд, они противоречат друг другу, но стороны сходятся в главном: отлов бродячих животных должен проводиться не только в соответствии с законодательством, но и с учётом принципов гуманизма. Поэтому направили в «Центр обеспечения жизнедеятельности» администрации Ачинска предложение: при разработке будущих контрактов на отлов бездомных животных учитывать научные данные, мнение зоозащитников и ветеринарную практику.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены