23.11.2024

Вот такая ботва: свалка в Мазули и её роль в политической жизни Ачинска

В Мазули, на улице Металлургов, регулярно образуется большая свалка. Явление для тех уголков нашего города, где есть частный сектор, к сожалению, не редкое. Чем же она «отличилась»? Почему именно про неё мы хотим рассказать? Может, потому что в связи с выборами отдельные партии используют её как инструмент для пиара? Нет, не из-за этого – мы, в отличие от некоторых кандидатов, действительное хотим во всём разобраться. Вдруг тут виноват региональный оператор, который редко вывозит мусор? А может, просто у здешних жителей по какой-то причине образуется мусор, объёмы которого превышают все мыслимые или немыслимые нормы? Или виноваты власти, которые всё это допустили?

Вместе с представителем «Эко-Транспорта» едем на улицу Металлургов, чтобы разобраться на месте. Контейнер переполнен, по обе его стороны – картофельная и помидорная ботва, сухие кусты малины, сорняки с огорода, ветки деревьев. Также в изобилии представлены старые оконные рамы, остатки теплиц, даже металлический памятник валяется. А вот действительно коммунальных отходов в числе «ингредиентов» почти не наблюдается.

— К ТКО относятся только те отходы, которые, если выражаться простым языком, образуются в быту, то есть внутри помещения, – говорит Сергей Лысенко, руководитель Ачинской технологической зоны регионального оператора по вывозу твёрдых бытовых отходов «Эко-Транспорт». – Картофельная ботва, ветки деревьев, трава к ним, конечно же, не относятся.

— Но люди-то привыкли считать отходами всё, что они выносят за периметр своего участка…

— Определение твёрдых коммунальных отходов содержится в законодательстве, а именно – в письме-разъяснении Минприроды РФ № 08-25-53/24802 от 11 октября 2019 года.

— Что же тогда делать людям по закону? Как ещё можно утилизировать отходы растительного происхождения?

— Они вывозятся по отдельным договорам, заключённым с организациями, имеющими соответствующую лицензию. Но на мой взгляд, самое оптимальное – использовать отходы органического происхождения для компостной ямы, которую желательно иметь каждому домовладению. Таким способом можно не только избавиться от мусора, но и получить отличное удобрение.

Впрочем, хватит копаться в мусоре: подъехала техника, чтобы ликвидировать свалку. Закипела работа, но местных жителей это не смущает: вот женщина тащит к свалке целую охапку отцветших георгинов и топинамбуров. Заподозрив неладное, она осторожно вступает в диалог с журналистом, фиксирующим всю эту картину на фотоаппарат:

— А что, нельзя так делать?

— Ни в коем случае.

— А куда мне всё это девать?

— В яму, в компостную яму…

— Ну не знаю… Тут такие толстые корни… Это ж сколько они перегнивать-то будут… А почему сюда-то нельзя?

— Потому что это площадка для сбора ТКО – твёрдых коммунальных отходов. Ваши цветы к ним, конечно, не относятся.

— Но мы же платим за вывоз мусора?

— Вы платите за вывоз ТКО.

— И где это написано?

— Прямо в квитанции и написано.

— И что мне теперь с ними делать? И кидать нельзя, и жечь нельзя?

Конечно, жечь можно – просто не все об этом знают. Да, МЧС запрещает это делать – но только на открытом грунте. А вот в металлической ёмкости – запросто. Любой житель частного сектора может установить у себя на участке ёмкость.

Тем временем техника продолжает работать: трактор сгребает ботву, грузит в машину, утрамбовывает, снова грузит…

— Для нас эта свалка – большая головная боль, – продолжает Сергей Лысенко. – Её мы убираем практически ежедневно. Даже провели мониторинг территории, и вот что выяснили. К данной точке сбора ТКО привязаны примерно 100 домовладений. В каждом прописано в среднем три человека. Норма накопления отходов – 0,07 кубометра с одного человека в месяц. Таким образом, за месяц мы по нормативам должны вывезти с этой территории 21 кубометр ТКО.  А на самом деле вывозим 200-250 «кубов».

…К тому моменту, когда территория на улице Металлургов оказывается выскобленной до блеска, проходит час. Но все понимают, что это – временное явление: завтра тут будет такая же картина.

— Может, поставить видеокамеры и начать всех штрафовать? интересуемся у Лысенко.

— Можно, конечно, но мы – не сторонники репрессивных мер. В первую очередь, я считаю, нужно объяснять людям, как именно следует утилизировать отдельные виды отходов, вести просветительскую работу – в том числе и со стороны СМИ. 

Подобного же мнения придерживается и Сергей Никитин, председатель городского Совета депутатов:

— Улица Металлургов входит в округ, жители которого избрали меня депутатом. Поэтому ситуация со свалкой, которая там образуется, мне, конечно, хорошо знакома. Постоянно веду диалог и с региональным оператором, и с жителями. Не устаю объяснять, что всё зависит прежде всего от нас самих: если мы хотим видеть свой город чистым и уютным – мы в силах сами его таким делать.

Автор