Читатели часто обращаются в нашу редакцию с жалобами на организацию пассажироперевозок. То автобусы не соблюдают график, то приходят с грязными салонами, то кондукторы хамят. Такие же обращения поступают и в городской Совет депутатов. Поэтому накануне народные избранники решили лично проехаться по одному из маршрутов и убедиться в обоснованности претензий к перевозчикам. Компанию им составил главный редактор нашей газеты – тем более что ранее «Город «А» уже поднимала на своих страницах эту серьёзную тему.
Несчастливые билеты
Под прицелом внимания депутатов оказался маршрут № 9, на который поступает много нареканий. Ирина Вавилова и Антон Куранов поехали на конечную остановку «Супермаркет «Аллея». Сергей Никитин, Лилия Чернышенко и ваш покорный слуга Евгений Кондрашов отправились на противоположный конец маршрута – остановку «Городская больница».
Садимся в автобус, оплачиваем билеты и едем. Спикер горсовета решает не терять времени даром и интересуется мнением других пассажиров: есть ли вопросы к перевозчику? Люди пожимают плечами: особых претензий нет, только в выходные автобусы ходят реже, чем положено.
Через несколько минут мы высаживаемся на улице Кирова, на остановке «Магазин «Детский мир» (на часах 19:48 – запомните это время!), и принимаемся внимательно изучать расписание: когда ждать следующего? Как выяснилось, у «девятки» нет чётко установленного времени прибытия – указано лишь, что автобусы ходят с интервалом в 20-30 минут. «Надо пересмотреть содержание информационных табличек, – берёт на заметку Сергей Никитин. – Люди должны точно знать, во сколько приходить на остановку».
Через несколько минут подходит «двойка», но нас она не интересует – мы настойчиво ждём «девятку». Вскоре видим её – она движется как раз в противоположную сторону, то есть на «Городскую больницу». Прикидываем, сколько времени понадобится этому свежему автобусу зелёного цвета, чтобы доехать до конечной и вернуться обратно, – да, всё сходится, максимум через 20 минут мы в него сядем…
Зелёненький он был
Но через 20 минут автобус так и не приехал, хотя у него было достаточно времени, чтобы доехать до «Городской больницы», там развернуться и снова добраться до «Детского мира», то есть до нас. Не появился он на горизонте и через полчаса. А примерно в 20:30 мы с изумлением наблюдаем, как мимо нас в сторону конечной важно проплывает второй «девятый» автобус, уже белого цвета! Так, стоп! Погодите! А где первый «девятый», зелёный? Неужели всё ещё стоит там, на конечной? Почему он не возвращается обратно по своему маршруту?
В общем, вопросов пока больше, чем ответов, но мы упорно ждём дальше. Даже не ради эксперимента, а из собственного любопытства: чем всё это закончится. С момента высадки нашего «десанта» прошло уже 45 минут, стемнело. Мимо, в сторону города, проходят самые разные автобусы – маршрутные, заказные, «нпзовские» – но только не «девятка». Всё это выглядит очень странно: мы начинаем подозревать, что оба автобуса просто завершили свою работу и спокойно ушли в гаражи. Иначе куда они могли деться?
Тем временем Лилия Чернышенко решает по телефону связаться с другой депутатской группой, чтобы узнать, как дела обстоят у них. Ирина Вавилова ей рассказывает: они тоже благополучно прибыли на конечную («Супермаркет «Аллея») и, пока автобус там стоял, решили пообщаться с кондуктором, водителем и некоторыми пассажирами. Этот автобус ушёл, и депутаты засекли время: через сколько прибудет следующий. Он приехал через 25 минут, то есть в интервал уложился. Подозреваем, что секрет этой пунктуальности прост: видимо, кто-то из персонала автобуса, с кем успели поговорить депутаты, доложил о «подозрительных» пассажирах руководству фирмы-перевозчика. Поэтому автобус им, чтобы пустить пыль в глаза, подали не только вовремя, но и практически новый.
Маршрут по запаху
Но вернёмся на улицу Кирова, точнее – на остановку «Магазин «Детский мир». Лишь в 20:47 к нам подъехала белая «девятка» – то есть почти час спустя! Куда при этом делся зелёный автобус – вообще тайна, покрытая мраком.
Мы, не совсем в духе (хорошо ещё, что эксперимент решили устроить летом – а если бы это была зима?), входим в салон, вежливо рассчитываемся с кондуктором и тактично интересуемся, почему так долго прождали автобус. «Не знаю», – флегматично отвечает женщина, отрывая билеты. А потом, заметив нашу камеру, начинает препираться: «Почему вопросы именно ко мне? Вы же не на нашем автобусе приехали!» «Не на вашем, – соглашается главный депутат Ачинска. – Но тоже на «девятке»!
Однако женщина всё-таки восприняла претензию на свой счёт и стала обиженно бухтеть: «Я не могу отвечать за другие автобусы… Вы к диспетчеру обращайтесь, к начальству…». «Обязательно обратимся», – уверяет её спикер горсовета.
Женщина приступает к обилечиванию пассажиров, вошедших на следующей остановке, и понемногу успокаивается. А мы даже не понимаем, где сейчас едем: за окном – хоть глаза выколи, а остановки водителем не объявляются. Как тут не сделать очередное замечание?
«Нет, объявляются, – опять перечит нам кондуктор. – Просто вы стоите между двух динамиков, поэтому вам плохо слышно».
На следующей остановке мы с Лилией Чернышенко специально прислушиваемся, наклоняясь поближе к динамикам: какое-то бубнение оттуда действительно раздаётся. Если плотно прислонить ухо, возможно, удастся даже разобрать слова. А пока приходится определять свою геолокацию исключительно по специфическому канализационному запаху, который врывается в открытые форточки: значит, проезжаем Тептятку…
Чудеса телепортации
Выходим на остановке возле городской администрации, где нас уже давно дожидалась другая депутатская группа, чьё путешествие прошло гораздо быстрее и благополучнее. Во время разговора выясняется: они приехали с «Аллеи» в город на зелёной «девятке». Позвольте, а уж не та ли это зелёная «девятка», на которую мы так рассчитывали, стоя на «Детском мире»? И благодаря каким чудесам телепортации она, не возвращаясь обратно по своему маршруту, оказалась на другой конечной – «Супермаркет «Аллея»?
Приходим к выводу, что это, очень вероятно, просто хитрость перевозчика: узнав, что на «Аллее» находятся проверяющие, он направил ту самую свежую зелёную «девятку» прямиком к ним – но не по маршруту, а в объезд: чтоб скорее. Этим, кстати, и объясняется тот факт, почему она прибыла к «Аллее» даже с опережением графика, а мы её так и не дождались на «Детском мире».
— У нас тоже сложилось впечатление, что этот автобус нам подогнали специально, – говорит Ирина Вавилова. – Новый, чистый… Тем более что тут же к нам на машине подъехал руководитель «Града», который начал спрашивать, что именно мы проверяем, рассказал о своих проблемах…
Правда, просчиталось руководство фирмы-перевозчика только в одном: на другом конце города в это время тоже находились проверяющие. А это значит, что такие проверки обязательно продолжатся. По крайней мере одного перевозчика на чистую воду мы уже вывели.
Тоже стоит почитать
Как полицейские защищают свидетелей преступлений?
Больше водителей, но меньше машин
Осенние приёмы завершены