24.04.2024

Наталья Антонова. Лицо за кадром

Её называют своей «телевизионной мамой» десятки работников ТВ. Из-под её тёплого крыла вышли профессионалы, которые сейчас трудятся не только на ачинском телевидении, но и во многих других городах России, и даже на федеральных каналах. Сама она крайне редко появляется на телеэкране, несмотря на то, что посвятила ему практически половину своей жизни. Сегодня мы решили восстановить эту несправедливость: знакомьтесь – Наталья Антонова, главный режиссёр телеканала «Новый век».

ХОЗЯЙКА СТУДИИ

Она родилась в городе Рубцовске Алтайского края, а в 60-х годах вместе с семьёй переехала в Ачинск. Училась в «четвёртой» школе. Окончила её и сразу же вернулась обратно – пионервожатой. Через два года пригласили в районный отдел культуры – заведующей автоклубом. В обязанности девушки входило сопровождение агитбригад во время уборочных и посевных кампаний; проведение лекций и концертов в сёлах Ачинского района.

Когда у матери, Альбины Михайловой-Гусельниковой, актрисы теперь уже ачинского драмтеатра, отмечали очередной творческий юбилей, готовить о ней фильм приехало краевое телевидение. Режиссёром съёмочной группы оказалась бывшая актриса Ачинского драмтеатра Тамара Дранишникова, которая к тому времени уже много лет работала в Красноярске режиссёром.

— Она и уговорила меня перебраться в Красноярск, пообещав даже помочь первое время с жильём, – вспоминает Наталья Викторовна. – Меня приняли в молодёжную редакцию краевого телевидения помощником режиссёра. На первых порах оказалось очень сложно: новая работа, все были чужими, общались между собой на профессиональном языке, и я как будто вмиг растеряла умение внятно выражать свои мысли, напрочь утратила организаторские способности, а творческого опыта как будто никогда и не было! И никаких послаблений, нагрузка – наравне со всеми. Штрафовали за ошибки без всякой скидки на отсутствие опыта – порой из моей стажёрской зарплаты мало что оставалось. Может, именно благодаря такой «мотивации» я быстро втянулась в профессию. А ещё старалась работать в программах других редакций, чтобы набраться опыта.

На помощнике режиссёра полностью лежала подготовка программы – а ведь тогда не было никакой записи, всё проходило в прямом эфире. Всё должно быть проверено: выгородка, титровые доски с фотографиями и видеоматериалы, которые будут нужны во время съёмки; на месте ли гости; выставлены ли свет и камеры; звук и взаимодействие с выпускающим режиссёром – в общем, не зря помрежа на время эфира считали «хозяйкой студии». Чтобы состояться в профессии, поступила в Восточно-Сибирский государственный институт культуры. А через два года, уже будучи ассистентом режиссёра и студенткой, Наталья в составе съёмочной группы принимала участие в крупных телевизионных проектах, которые многие телезрители, особенно старшее поколение, помнят до сих пор: «Первый парень на селе», «Песни над Енисеем», «Советской Родины солдат».

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ТВ

И вот когда было очевидно, что телевидение уже никогда не вторгнется в судьбу нашей героини, ей неожиданно позвонила Татьяна Кедрова и пригласила на новый городской телеканал – «Ачинск-ТВ»:

— Скажу честно: сомневалась. Когда я всё-таки решилась, там уже работали Сергей Колотюк, Олег Гуро, Ирина Быкова, Галина Арбузова. Всему учились на ходу, и в первый год, скажу без ложной скромности, взяли очень высокую планку. В три ночи уходили домой, а утром опять торопились на работу. Не было транспорта – шли на съёмку пешком. Выпускали не только новости, но и вели постоянные проекты: «АртФойе», «Окраина», «Путь к храму», «Ребятишник», «Гость города» – всего более двух десятков программ, рубрик. Старались охватить буквально все события, происходящие в городе. Только постепенно, с годами, мы выработали свой формат.

В 1999 году в телекомпании произошёл раскол: практически весь творческий коллектив покинул «Ачинск-ТВ» и под руководством Татьяны Кедровой открыл новый канал – так появился «XXI век».

Начало 2000-х – время расцвета телекомпании (а в 2001 году на её базе появилось ещё и радио «Сибирь»). Многие ачинцы до сих пор с удовольствием вспоминают такие программы, как «Ждите ответа», «5 дней», «Дамский клуб», «Здравствуйте, доктор!», «Пятый угол». А «МП» под руководством Натальи Антоновой вообще постепенно превратилась в целую молодёжную редакцию. Проект «Ачинская красавица» до сих пор помнят как одну из визитных карточек телекомпании, а благотворительный телемарафон «Взрослые – детям», впервые вышедший на экраны в 2000 году, стал значимым событием не только для телевизионной среды (12 часов прямого эфира!), но и для всего города. За время существования в нём приняли участие тысячи ачинцев: он объединял неравнодушных жителей, предпринимателей, чиновников, целые коллективы творческих людей. И за всем этим – общий труд сотрудников канала и Натальи Антоновой.

— Самое главное, что все эти годы рядом со мной работали по-настоящему творческие, интересные люди, – говорит Наталья Викторовна. – В коллективе всегда была такая атмосфера, что хотелось работать, перенимать опыта у сильного операторского и репортёрского состава.

В ВОДОВОРОТЕ СОБЫТИЙ

— Наталья Викторовна, чего не хватает современному телевидению?

— Мне кажется, ему очень не хватает простых людей – сейчас не только телевидение, но и все СМИ, чересчур увлеклись политикой, экономикой и другими подобными вещами, глобальными категориями. А зрители хотят, глядя на экран, видеть там себя, сопереживать тем, кто решает такие же проблемы, как существуют и у них. Но почему-то всё это безвозвратно ушло в прошлое… Очень жаль, что местное телевидение мало освещает события района, жизнь людей труда: работников глинозёмного комбината, нефтеперерабатывающего завода. Именно людей, а не производства в целом! Но, наверное, в этом есть и наша вина.

— Творческие люди часто заставляют страдать своих близких, которым не хватает внимания. Вы с этим согласны?

— Возможно, так оно и есть. Мои родители много работали в театре, выезжали на гастроли. У меня ещё были бабушка с дедушкой, брат и сестра – и вниманием я точно не была обделена. 

И всё равно, наверное, неправильно, когда во главу угла ставится работа. Хотя сама не помню, чтобы раньше уходила на полноценный больничный. Даже, знаете, как-то стыдно было сказать коллективу, что заболела. Два-три дня отлежался – и вперёд, на работу! Я всегда считала, что у меня растёт самостоятельная дочь – не боялась оставлять её одну дома, уже в первом классе она могла сварить себе полноценный обед. У нас с Лизой были близкие и доверительные отношения, хотя меня всё равно периодически посещало щемящее чувство, будто из-за работы я ей что-то недодаю.

И сейчас, по прошествии времени, я понимаю тех людей, которые относятся к своей работе гораздо спокойнее, без одержимости, не перерабатывая, уходя домой в положенный час. Теперь я уверена: да, в жизни обязательно должны быть такие периоды, когда ты погружаешься в работу с головой. Но входя в эту реку – главное, не утонуть. Водоворот событий может затянуть так сильно, что забудешь, как выглядят зелёные берега, где проходит настоящая жизнь, где находятся твои родные и друзья.

— О чём-то мечтаете?

— Мечтаю о стабильности, которая даст моим коллегам уверенность в правильности когда-то выбранной профессии. Желаю молодым каждый день находить радость в работе, а значит, продолжать то дело, которое мне и им дорого. В личной жизни? Подольше и побольше видеть рядом своих родных и друзей спокойными и здоровыми.  

Удручает, что пока не удалось оцифровать сохранившийся архив телекомпании, потому что для этого требуются значительные средства и оборудование. Эта тоже моя мечта, ведь со временем кассеты VHS придут в негодность, и часть истории Ачинска исчезнет навсегда.

Автор