10.09.2024

Минус пять лет: как преподавателя парикмахерского искусства «побрили» с льготной пенсией

Вера Александровна (имя по просьбе читательницы изменено. – Прим. ред.) в 1995 году приехала в Ачинск из Казахстана, устроилась в ПТУ-96 и всю жизнь отработала мастером производственного обучения – преподавала парикмахерское искусство, была классным руководителем. Учебное заведение неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось: из ПТУ-96 – в профлицей № 46, который затем был присоединён к Ачинскому торгово-экономическому техникуму. При этом фактически женщина всё время трудилась на одном и том же месте, выполняла одни и те же обязанности. Трудовая книжка Веры Александровны переполнена записями о благодарностях, грамотах и премированиях.

***

В сентябре прошлого года Вера Александровна была уволена из торгово-экономического техникума в связи с сокращением численности штата. Но она по этому поводу особо не переживала: думала, что работу себе легко найдёт, а льготный 25-летний педагогический стаж к тому времени уже выработала, поэтому имеет полное право пойти на досрочную пенсию.

Но тут выяснилось: на пенсию ей надеяться пока нельзя, потому что у неё не 25 лет стажа, а всего 20! Куда же делись остальные пять лет, если она место работы всё это время не меняла? Оказывается, её стаж прервался в 2015 году – в тот год произошла очередная реорганизация, и профлицей № 46 присоединили к торгово-экономическому техникуму.

Казалось бы – ну присоединили и присоединили – в работе Веры Александровны ведь ничего не поменялось: она по-прежнему работала с выпускниками-девятиклассниками. Оказывается, поменялось, и значительно. Вот как ситуацию прокомментировала юрисконсульт торгово-экономического техникума Юлия Фурман:

— Действительно, в 2015 году произошла реорганизация: к торгово-экономическому техникуму присоединили профлицей № 46. Соответственно, изменилась организационно-правовая форма: если лицей был учреждением начального профессионального образования, где педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывался «автоматически», то техникум – это учреждение среднего профессионального образования, где льготный педагогический стаж засчитывается только в том случае, если детей там обучается – более 50 процентов.

Под словом «дети» по закону подразумеваются несовершеннолетние до 18 лет. А таких в торгово-экономическом техникуме – не более половины. Например, в прошлом году этот показатель составлял 44,8%, а в 2016 году недотягивал и до 27%. Все остальные – это учащиеся старше 18 лет, обучение которых никак не влияет на формирование льготного педагогического стажа.

— Кадровая служба нашего техникума регулярно контролирует возрастной состав обучающихся, чтобы не нарушить трудовые права работников, в частности – право на льготный педагогический стаж, – добавляет Юлия Владимировна.

При этом сколько именно сотрудников техникума «потеряли» годы, дающие право на досрочную пенсию, Фурман назвать затруднилась. Однако обратила наше внимание на то, что в 2015 году, когда проходила реорганизация, работников присоединяемых к торгово-экономическому техникуму учебных заведений предупреждали о таком развитии событий:

— Вся эта информация доводилась до людей, ситуация разъяснялась и на общих собраниях, и отдельно каждому сотруднику. Кстати, некоторое количество работников мы тогда, к сожалению, потеряли: чтобы не прерывать стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, они уволились и ушли в учебные заведения, которые работают именно с детьми.

Теперь у Веры Александровны только один выход: обращаться в суд и добиваться, чтобы эти пять лет всё-таки были включены в стаж, дающий ей право на досрочную пенсию.

— Считаю, что со мной поступили несправедливо, – уверена Вера Александровна. – П олучается, у нас действует какой-то «двойной» закон? Всю жизнь я добросовестно работала, и что получила? Разве я виновата в этом? Да что там – ведь не одна я попала в такую ситуацию. Кому-то года не хватает до льготного стажа, кому-то – четырёх месяцев…

Удастся ли Вере Александровне доказать в суде свою правоту, мы обязательно расскажем.

Автор