
Осень пришла неожиданно: ещё недавно мы радовались почти летнему теплу, как всего за одну ночь температура скакнула сразу на 20 градусов вниз, не обошлось без первых заморозков. Но похолодание – не повод сворачивать дачную деятельность: пусть урожай практически и собран, у садоводов всегда есть чем заняться в огороде, да и избытки нужно реализовать.
Понедельник, два часа дня, на улице – 0 градусов. Прилавки социального рынка в девятом микрорайоне по традиции пустуют – лишь одинокий торговец одеждой выставил тут свой товар. Корифеи торговли предпочитают ставить свои столы поближе к людям – у тротуара. Подхожу к скамейкам на площадке возле ЦУМа. Здесь расположились всего три продавца: предлагают поздние огурчики, помидоры, травы.
Капуста и чеснок – финальный урожайный аккорд
Томаты на прилавке стоят красивые, сочные: 280 рублей за килограмм и от 850 до 950 рублей за 3,5-литровое ведро, в зависимости от величины и спелости овоща. Тут автор этих строк купила тепличные огурцы («последние, особо вкусные»), выращенные в садовом обществе «Тимирязево». Что ж, не из деревни, как хотелось бы, но это лучше, чем овощи из магазина.
— В какую цену капуста? – подхожу к соседнему столику.
— Белокочанная – 50 рублей за килограмм, цветную отдам за 320 рублей – тут 1,6 кг, – отвечает женщина, представившаяся Натальей. На вопрос, где выращивает овощи (а нам исключительно важна экологическая составляющая продуктов), говорит, что в Каменке. Вариант устраивает, и мы берём цветную капусту, а в придачу ещё и кинзу (50 рублей). Также у Натальи на прилавке красуются огурчики – 100 рублей за полкило, чеснок – по 25 и 40, горлодёр – 200 рублей за 0,5 л, квашеная капуста – 400 рублей за трёхлитровую банку, черноплодная рябина – 100 рублей за литр.
Тут подходит покупательница и внимательно осматривает огурцы.
— Да я вчера собирала, по теплу, щупайте! – приглашает женщина. – Они у меня в теплице растут, вчера последние сняла. Сын из Красноярска приезжал на выходные – говорит, у них уже нет огурчиков, даже в теплице. Ну зато у нас есть.
— А что ещё в теплице осталось?
— А всё, последние помидоры вчера собрала – закончился сезон. Летом периодически выезжаю поторговать, потому что огород время и силы забирает. А вот зимой не сижу. Другие, знаю, и в холод продают.
Соседка Натальи по прилавку, увидев, что мы забрали последний кочан цветной капусты, в шутку расстроилась:
— Такая красивая, я стояла любовалась на неё, как на человека, – не смогла скрыть чувств Наталья Ивановна. Она на рынке продаёт травы.
Бабушкина наука
На прилавке, коим служит скамейка обновлённого в предыдущие годы пространства, – видимо-невидимо трав. Чего тут только нет: и спорыш, и боровая матка, и кипрей, и календула, и душица, и череда…
— Вот возьмите – сабельник, – обращается ко мне Наталья Ивановна. – От всего: и от спинки, и от желудка, и спать хорошо будете. Он хорошо пьётся. Первый раз сюда его принесла.
Цена за вязанку стеблей сабельника – 130 рублей. Прошу бабушку выдать рецепт – как правильно употреблять?
— Я так делаю: поломаю, доведу до кипения, пить до еды по полстакана три раза в день. Только нельзя с ним перебарщивать. Или вот бессмертник – от печени лучшая трава, и не нужны никакие лекарства. Я его собирала год назад в Брянской области – с дочкой, внучкой ездили на родину. Во время сбора ко мне подъехал на лошади смотрящий и говорит: «Вы – не наши: у нас эту траву рвут вместе с корнями». – «Так самое главное же – цветочки», – отвечаю я. Он удивился: «Вы – грамотная». А у меня образования – семь классов.
Разговорились. Наталья Ивановна – родом с Брянщины. В Ачинске оказалась в 22 года – поехала к сестре, тут и осталась.
— Я с малочку траву знаю – бабушка научила. Папа мой был бригадиром: придут за травкой к бабушке, а он думает – за лошадью. Был недоволен конечно, ругался… В семье было девять детей – до больницы-то долго ехать, и некогда, вот и травами спасалась, ну и людям помогала. А денег за это не брала.
— А где траву собираете?
— Зять когда едет в выходной на рыбалку, то и меня берёт – без тёщи никуда, – смеётся женщина.
— А детям свои знания передали?
— Дочка младшая часто ходит в лес, хорошо траву знает. Ой, вот это хорошая трава – горечавка, от желудка помогает. И чистотел: когда краснота по телу выйдет – покупайтесь пару раз в ванне с отваром этой травы, и всё пройдёт. Сегодня женщина подходила, спрашивала хмель. Я – ей: «Вы что, пьёте?». Да нет, отвечает, спать хочу хорошо – хмель успокаивает. Я это к чему: бывает, когда самогонку гонят, добавляют хмель.
— Как вы лечитесь от простуды?
— Вот, пожалуйста, сосновые почки. Помню, малые по щавель ходили: и пока не облазим сосну, не рвём щавель. Очень полезный продукт.
Популярный «зелёный рынок» в седьмом микрорайоне всегда гораздо многолюднее, и ассортимент там богаче, но и там из-за холода торговля пошла на спад. Сейчас там продают в основном тыкву, кабачки, соленья, таёжную ягоду и срезы последних осенних цветов.
Фото: «Город «А»
Тоже стоит почитать
В школе № 11 кабинет химии отремонтировали и оборудовали на средства «Ачинского Цемента»
«Роснефть» приступила к реализации бензина Пульсар-95 на АЗС Красноярского края
Там, где всегда интересно