22.11.2024

Скандал на постном масле

Ачинцы борются с рапсовым заводом-призраком: по документам его нет, а фактически – есть

Более 40 лет назад, в конце мая 1982 года, в Ачинске случилось ЧП: на мелькомбинате прогремел взрыв, следом начался пожар. Пострадали полсотни человек, из них 13 умерли от ожогов. В ближайших домах вышибло стёкла – надо ли говорить, что об этой трагедии до сих пор помнят многие жители района?

РАПС НА РАПС НЕ ПРИХОДИТСЯ

Следствие потом установит, что причиной взрыва стало скопление мучной пыли на зерносушилке. А ведь всё произошло на производстве, работавшем по правилам и нормам. А какое внимание в советское время уделяли технике безопасности и охране труда – все и так знают: требования были очень жёсткими.

Поэтому неудивительно, что жители района мелькомбината забили тревогу, узнав, что у них под боком, на территории бывшего зерноперерабатывающего предприятия, начал работать рапсовый завод. Стали наводить справки – по документам выходило, что никакого завода в природе не существует. А значит – и контролировать нечего. Например, в Роспотребнадзоре заявили, что никаких уведомлений о начале деятельности по переработке масличных культур к ним не поступало.

Неужели в наше время, когда всё и везде под контролем и под надзором, может быть такое беззаконие?

Тем временем в администрации Ачинска сообщили, что в муниципалитет, действительно, поступало заявление от АО «ТЭКС»: организация просила выдать разрешение на строительство цеха по производству масличных культур мощностью 200 тонн в сутки.

Однако специалисты мэрии, выехав на место, увидели, что строение на этом участке уже есть. Получается – самовольное. Поэтому фирме вполне объяснимо был направлен отказ.

«ТЭКС» обратился в арбитражный суд, который всё-таки обязал администрацию выдать это разрешение. Но в ходе подготовки санэпидзаключения было установлено, что граница санитарно-защитной зоны предприятия выходит за территорию его земельного участка. Поэтому разрешение на строительство пришлось отменить.

Тем временем жители Ачинска продолжали наблюдать, как завод работает. В июне один из собственников квартиры по соседству не выдержал и обратился в суд с иском о сносе незаконно построенного завода по адресу: улица Голубева, 1. Ведь производство масла гораздо опаснее, чем производство муки. Этот легковоспламеняющийся продукт может шандарахнуть так, что мало не покажется! Тем более, что никто не знает, сколько там этого продукта может находиться.

В качестве третьих лиц привлечены администрация Ачинска, природоохранная прокуратура и Роспотребнадзор.

ЖИРНЫЙ ЗНАК ВОПРОСА

Но ответчики настаивают на том, что они – законопослушные граждане. В суде представитель «ТЭКСа» клялся и божился: то, что завод работает – всем мерещится.

Хотя есть и видео, подтверждающее, что завод всё-таки функционировал. Есть специфический запах. Есть и свидетели – жители ближайших домов и сотрудники предприятий, расположенных по соседству.

Чтобы в этом разобраться, на завод приехала целая делегация. Что увидели: остатки рапса, следы масла на оборудовании. По отзывам тех, кто там присутствовал, сложилось впечатление, что накануне визита комиссии на производстве провели генеральную уборку, постаравшись придать ему вид неработающего.

Однако есть неопровержимое документальное доказательство обратного: Россельхознадзор в мае 2024 года сообщал: «Управлением был проведён контроль и выданы фитосанитарные сертификаты на единственную вывозимую партию рапсового масла в количестве 15 контейнеров (329,75 тонны)».

А ещё раньше, в декабре 2023 года, специалистами этого же ведомства были проведены мероприятия по аттестации завода на предмет соблюдения требований КНР при производстве масла: «В ходе аттестации было установлено, что производство соответствует фитосанитарным требованиям Китая и подлежит включению в списки разрешённых к экспорту предприятий».

Но, может, это какой-то другой рапсовый завод «Группы Продовольствие»? Спрятался себе тихонько где-то на территории Ачинска, и гонит продукцию на экспорт сотнями тонн?

Как говорится, суд разберётся.

— На данный момент АО «ТЭКС» и заинтересованное лицо, «Группа Продовольствие», представили документы, в которых присутствует путаница с юридическими адресами, – рассказал правозащитник Александр Машинец, представляющий в суде интересы жителей. – Кроме того, выяснилось, что по адресу: улица Голубева, 1, числится очень много зданий, образующих единый комплекс. АО «ТЭКС» фактически не осуществляет отдельное производство на территории 1,5 тысячи квадратных метров, а занимается реконструкцией фактически всего бывшего мелькомбината. Однако никаких документов на реконструкцию и тем более строительство пока не представлено. Поднялся и вопрос о том, как вообще данное здание оказалось в собственности АО «ТЭКС», при этом документов, подтверждающих право собственности, мы ещё не видели – только на земельный участок. Допускаю, что администрация Ачинска, которая участвует в этом деле как третье лицо, будет выходить в суд с отдельным иском о признании реконструкции незаконной. 

ПРИ ЧЁМ ТУТ КОТЕЛЬНАЯ?

Но возникает закономерный вопрос: кто такой «ТЭКС», который так вольготно чувствует себя в Ачинске? Наглость предприятия явно не соответствует его статусу: оно зарегистрировано всего два года назад, в его штате, согласно открытым данным, числится всего один человек.

Но ларчик открывается просто: за его спиной стоит более мощная фирма: та самая алтайская «Группа Продовольствие» (выручка в 2023 году – 7 млрд рублей!), контролируемая, в свою очередь, барнаульским олигархом Андреем Игошиным.

Наши постоянные читатели обязательно вспомнят эту фамилию: несколько номеров назад мы рассказывали о проблемах, которые он по своей прихоти устроил местному производителю муки и вагоноремонтному депо, перекрыв участок принадлежащей ему железной дороги под предлогом ремонта.

Ещё один скандал, связанный с Игошиным, касается жителей Ачинска напрямую: в этом году часть домов и социальных объектов, расположенных в ЮВР, подключили к ресурсоснабжающей компании «Восток». А котельная, которой она пользуется, принадлежит всё тому же олигарху.

Как она оказалась в его руках – ещё одна тайна. Но сдаётся нам, что это звенья одной и той же схемы по выкачиванию денег из Ачинска.

Местная прокуратура уже выяснила, что в своё время в процессе отчуждения котельной были допущены нарушения, поэтому по согласованию с прокуратурой Красноярского края было принято решение выйти в суд с иском о признании отсутствующим права собственности.

Но это, конечно, уже совсем другое судебное дело, которое обещает быть не менее интересным, чем процесс по рапсовому заводу-призраку. Главное – чтобы он прошёл как по маслу, пока не случилось какой-нибудь беды.

Ачинский мелькомбинат. Взрыв 30 мая 1982 года

Автор