19.09.2024

После огня: суд постановил снести в Белом Яре дом стоимостью почти 11 млн рублей, построенный на пепелище

7 мая 2022 года в Белом Яре произошёл сильнейший пожар, который уничтожил несколько десятков строений. В результате стихийного бедствия сгорел и жилой дом № 66 по улице Трактовой.

Данный дом на праве собственности принадлежал Анатолию Мотовилову. О том, что в нём жили люди, обрабатывали земельный участок около него, знали все. В том числе и глава Белоярского сельсовета А. С. Сабиров.

Сначала, конечно, все были в шоке от пожара, первые дни никто не знал, что делать: сгорело имущество, строения… Но постепенно люди стали приходить в себя, пошли на пепелище собирать то, что осталось от пожара. В том числе и те, кто жил по Трактовой, 66. От их дома остались лишь фундамент, печь, кое-какие металлоконструкции. Собрали металл для того, чтоб сдать – хоть какая-то копейка.

И тут вдруг выясняется, что участок, на котором стоял дом, передаётся другим погорельцам! А конкретно – семье Ковалевских. Как позже выяснилось, родственнице жены главы белоярского сельсовета.

При этом сама Ковалевская, не стесняясь, выкладывала в соцсети фотографии с комментариями о том, как она ходит по участку, собирает металл… Я бы расценил это как мародёрство: по факту того, что с участка исчез обгоревший металл, было даже написано заявление в полицию.

Но дальше – больше: участок реально оформляется на других лиц. Периодически там появляется и Сабиров. Как потом было отражено в апелляционном определении, «без уведомления наследников… под руководством главы Белоярского сельсовета началась расчистка участка (Трактовая, 66), в результате чего были снесены фундамент и печь».

И вот тут началась суета. Информация о незаконном изъятии земельного участка была доведена до губернатора Красноярского края и даже до вице-премьера Виктории Абрамченко, когда те инспектировали строительство домов для погорельцев. В присутствии должностных лиц дал поручение главам разобраться в ситуации.

Но им, видимо, было наплевать на указание главы региона, ведь там должна была поселиться родственница главы сельсовета!

Тут стоит отметить, что у семьи Ковалевских в Белом Яре действительно был земельный участок, но информация об этом была скрыта. Возможно, потому, что он находился на задворках села, а тут – центр, асфальтированная дорога, под боком – коммуникации, школа, сельсовет, магазины.

Фактически принявшие наследство в виде жилого дома и остального имущества, оставшееся после смерти Анатолия Мотовилова, являются его сыновья Евгений и Иван Мотовиловы. Когда они поняли, что столкнулись с беспределом власти, обратились в суд.

И районная власть, и белоярская прекрасно знали о правопритязаниях наследников на участок, но тем не менее, строительство начали. Шло оно спешно – видимо, чтобы всё закончить, пока идёт суд. При этом попытки наложить арест в виде запрета на строительство дома по неизвестной нам причине судьёй были отклонены. Моё личное мнение: своим отказом она способствовала в применении обеспечительных мер незаконному строительству.

Пока написали частную жалобу, пока она была рассмотрена в Красноярском краевом суде, пока отменили определение об отказе в обеспечении иска – дом уже был построен.

Что касается тяжбы по участку, то она тоже шла долго. Итог: 2 октября прошлого года в Красноярском краевом суде всё отменили – начиная с межевания кадастровым инженером участка, который незаконно сформировал из участка Трактовая, 66 в Трактовую, 66 «А», заканчивая договором передачи уже готового построенного дома семье Ковалевских.

И что дальше? Получается, дом поострен незаконно, семья там проживает незаконно, а правоохранительные органы ничем помочь не могут.

Пришлось опять идти в суд – теперь уже с требованиями о выселении семьи, проживающей там, и сносе дома. Нам сразу было понятно, что Ачинский городской суд был против нас, и действительно, первая инстанция отказала в сносе незаконно построенного дома и выселении граждан, незаконно там проживающих.

Но есть ещё апелляционная инстанция, где мы обжаловали это решение, и несколько дней назад краевой суд отменил решение ачинского, установил сроки исполнения. Решение поддержала краевая прокуратура. Осталось дождаться исполнительного листа – и всё: выселение семьи, снос дома… А его цена, между прочим, около 11 миллионов рублей.

Кто теперь за это должен ответить? Лично я считаю, что в первую очередь – глава Белоярского сельсовета, который знал, что на этом участке до пожара проживали граждане, и способствовал, как отражено в судебном постановлении, сносу остатков от пожара.

Вот вся юридическая хронология событий: решением Ачинского городского суда от 21.11.2022 г. были установлены незаконные действия А. С. Сабирова в части того, что под его руководством были снесены без согласия владельцев дома фундамент, металлоконструкции и печь, оставшиеся после пожара. Возможно, чтоб замести следы и сделать участок «не занятым». При этом, как пояснял сам глава сельсовета, полномочий на данные действия (в частности, по расчистке земельного участка на ул. Трактовой, 66) он не имел.

В результате указанного самоуправства и превышения должностных полномочий со стороны Сабирова А. С. по незаконной расчистке земельного участка по ул. Трактовой, 66 Евгений и Иван Мотовиловы не могут распоряжаться своим имуществом, земельным участком, а также понесли ущерб, который нанёс им своими незаконными действиями глава сельсовета, уничтожив имущество, имеющее определённую ценность: фундамент, на котором имелась бы возможность восстановить сгоревший дом, металлоконструкции, и печь.

В результате данной расчистки были уничтожены видимые «контуры» земельного участка, на котором располагался жилой дом, и, как следствие, данный участок был перемежёван и предоставлен родственнице жены А. С. Сабирова – Е. Н. Ковалевской.

Ну а далее последовала постройка незаконного дома…

Фото: Запад24

Статья подготовлена на основании судебных решений

Автор