27.04.2024

Люди редкой профессии

rpt

Ежегодно 14 октября отмечается Всемирный день стандартизации. В Ачинске есть люди редкой профессии, которые готовы назвать этот день своим профессиональным праздником. Среди них и два сотрудника дирекции по экологии и качеству Ачинского глинозёмного комбината — Людмила Самсонова и Виктория Ахова.

Мы попросили их рассказать, для чего существуют стандарты, как их разрабатывают и сколько стандартов действует на комбинате?

— Стандарт — основа для построения эффективного общества, он помогает нам понимать и взаимодействовать друг с другом. Прежде всего стандарт — это согласованный метод выполнения чего-либо — услуги, производства продукции, управления процессом. Это образец сконцентрированного опыта и знаний, который понятен всем в мире. Давайте на примере: я говорю слово „телевизор“, и мы можем представить совершенно разные модели, но если я начну приводить характеристики стандарта: размер диагонали, способ трансляции картинки, используемые при производстве материалы — мы с вами поймём друг друга, — объясняет Людмила Самсонова.

Людмила Борисовна работает на АГК более 30 лет. И большую часть своей карьеры занималась стандартизацией и качеством. При её участии разработано более 65 стандартов организации в различных сферах деятельности АГК: экологические стандарты, стандарты управления документацией, стандарты на выпускаемую продукцию, стандарты для химических лабораторий, стандарты в области охраны труда. Каждый документ — это концентрация знаний и опыта людей разных профессий, а также требований государственных и мировых стандартов.

И опять мы просим пример из производства. «У нас есть стандарты на все продукты, которые мы выпускаем — по всей технологической цепочке, начиная от руды и известняка и заканчивая гидроксидом алюминия. К примеру, чтобы производственный процесс шёл максимально эффективно, руда с КШНР должна содержать определённое количество алюминия. Это прописано в стандарте. И если пласт руды оказался беднее, задача горняков найти более качественную руду. И так на каждом этапе производства».

Процесс создания или обновления стандартов бесконечен, ведь, как известно, нет предела совершенству. «По правилам пересмотр стандартов должен осуществляться не реже, чем раз в пять лет. Но на деле мы возвращаемся к пересмотру или разработке новых стандартов значительно чаще: меняются методы, требования, нормативная документация. Это всё необходимо учесть», — говорит Людмила Самсонова.

Кстати, создание стандарта тоже происходит по стандарту. И это не каламбур. Речь идёт не только о размерах отступов и пробелов или шрифта, но, прежде всего, о содержании: «Самое важное при создании стандартов — это простота изложения. Прочитав документ, любой человек должен понять, о чём идёт речь, стандарты устанавливают: кто, когда, каким образом выполняет работу. Когда я работаю над стандартом, я всегда думаю, как его поймёт простой специалист, мастер. Он не должен заблудиться в научных или технических формулировках, не должен пробиваться сквозь паутину выражений. В создании стандарта участвует много людей. Прежде всего технологи, которые досконально знают процесс производства. Моя задача „перевести“ их специфические знания и слова на понятный всем „язык“ стандарта», — объясняет Людмила Самсонова.

На создание одного стандарта у специалистов АГК уходит от двух недель до двух месяцев. Всё зависит от сложности документа и этапов согласования со всеми заинтересованными сторонами. «Иногда мы выступаем в роли рефери между участниками процесса. Один специалист видит деятельность так, другой иначе, третий не согласен с первыми двумя. А нам надо найти такой вариант, который бы приняли и поняли все. Это непросто и требует от нас постоянного развития. Тем и интересно наше дело», — отмечает Самсонова.

Соглашается с ней и молодой сотрудник Виктория Ахова. Она пришла на АГК почти год назад. Виктория неслучайный человек в профессии: она имеет образование  по специальности «Управление качеством». А сейчас обучается в РУСАЛе по программе «Эксперты по качеству».

— У кого-то может сложиться мнение, что мы занимаемся рутинной работой по созданию документов. Но на деле это захватывающий процесс, открывающий большой круг общения с разными людьми. К примеру, недавно мы готовили стандарт по охране труда, а уже завтра я работаю с профессионалами ТЭЦ над стандартом по сварочным работам. Наши настольные книги — это словари: технические, толковые, иностранных слов. Мы каждый день учимся новому, — говорит Виктория.

На АГК служба стандартизации существовала с первых дней работы предприятия. Будет она работать и дальше: ведь создание стандартов, следование их принципам — это, прежде всего, залог успеха предприятия и его устойчивости.

Автор