19.04.2024

Наша редакция побывала в Ключах: как живет деревня?

Сергей Карелин: «Война никому не нужна!»

Мой визит в посёлок Ключи начался со встречи с Сергеем Карелиным, главой Ключинского сельсовета. Первым делом он поделился мыслями о последних событиях, связанных со спецоперцией на Украине.

— Полностью поддерживаю решение Владимира Путина о признании статуса ДНР и ЛНР. Меня удивило, что даже бывший президент Соёдинённых Штатов Дональд Трамп назвал это решение разумным и гениальным. А вот Байден почему-то понять Владимира Владимировича не хочет, и в ответ на спецоперацию в Донбассе вводит санкции против России. Однако правда на нашей стороне – так считают все сельчане. Мы приняли решение о сборе гуманитарной помощи беженцам. Готовы их и приютить, но им до Сибири с детьми ехать далеко.

— Слышали, какие санкции ввели против России?

— Ну да: они направлены на ограничение финансовых ресурсов, но не станут разрушительными для России. Мы многое пережили, и это переживём. Сельчане следят за новостями, обсуждают их.

— Почему посёлок днём выглядит таким пустым?

— В шутку называю Ключи спальным районным Ачинска: утром трудоспособный народ уезжает в город на работу, а вечером возвращается домой справиться с домашними делами и лечь отдыхать. Некоторые вообще трудятся вахтовым методом.

— Как после ЧП живёт Каменка, которая входит в состав вашего сельского Совета?

— Вы, наверное, слышали, что в марте начнётся судебный процесс над обвиняемыми в случившихся там артиллерийских взрывах? Свидетелям разосланы повестки. Депутату Госдумы Александру Дроздову Министерством обороны обещано отремонтировать Дом культуры, столовую и ещё несколько помещений. В подтверждение получено письмо.

И последний вопрос: пятая волна ковида у вас пошла на спад?

Да, больных – 15 человек, и они переносят заболевание в лёгкой форме. Пандемия отошла на второй план. На первом – страх перед мировой войной, которая никому не нужна!

Когда негде жить…

В Ключах уже не первый год существует маневренный жилфонд: туда селят людей, которые из-за ряда жизненных обстоятельств лишились своих квадратных метров. В доме – 20 комнат, две из них находятся в резерве. Двухэтажное здание – бывший школьный интернат, расположен рядом с сельским Советом. Мы побывали там и познакомились с несколькими постояльцами.

Навстречу попалась девушка с полотенцем на голове – она только вышла из душа. Ею оказалась бывшая жительница деревни Каменки Кристина Шагиева. Ввглядевшись в её лицо, я поняла, что мы знакомы: в 2018 году мне пришлось выехать на пожар в этой деревне – полностью сгорел её дом. Кристина рассказала, что её муж сейчас строит в той же деревне новый. Дело шло медленно, так как в семье работал только супруг, теперь трудятся оба, вкладывая деньги в строительство. Первые три месяца после неожиданно пришедшей беды пришлось снимать квартиру в городе. Потом семье помог бывший депутат райсовета Роман Муковозов, благодаря которому муж и жена сейчас живут здесь. Кристина надеется, что к лету они могут переехать в свой дом, так как остались только внутренние работы.

— А дети у вас есть? – интересуюсь я.

— Да, целых трое. Все – маленькие. Здесь нам хорошо: не надо топить печку, есть вода. Но всё же хочется обрести своё жильё и свой двор!

***

Напротив этой семьи живёт пенсионерка Тамара Степановна Зябкина. Она рассказывает, что много лет работала на почте, а уйдя на пенсию – сторожем. Была своя квартира, но продала её, отдав деньги детям. Сейчас плохо видит, да ещё пришлось перенести операцию по смене тазобедренного сустава. Пробовала получить разрешение на проживание в городском Доме ветеранов. Но отказали, заявив: у вас есть дочь, пусть она и заботится. Спасибо сельсовету, который на старости лет обеспечил крышей над головой. За жильё платит в месяц чуть больше тысячи рублей, всем довольна.

Похожая судьба и у её соседки – Галины Николаевны Галечиной. Она родилась в Ключах, работала в пекарне – дояркой. Есть дети от двух браков. Сельские женщины очень сердобольные – готовы снять последнюю рубашку, лишь бы сыновьям и дочерям хорошо жилось. Тоже продала свою квартиру и деньги разделила между детьми:

— Их у меня шестеро. Всех жалко, – говорит. – А я уже остатки своей жизни как-нибудь и где-нибудь перекантуюсь.

Хорошо, что на селе своих не бросают!

 «Руки лопату держат!»

Едем по сельской дороге, возле ворот видим пожилую женщину, которая сгребает снег лопатой. Заметно, что делает это с трудом…

Водитель не выдерживает и останавливает машину: «Помогу чуток!» Бабушка вначале сопротивляется, но потом всё же передаёт своё орудие труда.

Подойдя ко мне, начинает оправдываться:

— Десять лет назад умер муж, и теперь его работу выполняю сама, – говорит Анна Петровна Малькова. – В Ключах живу с 1973 года. До 1990-го работала свинаркой. Знаете, какой у нас был племзавод «Ачинский»? Гремел на весь Союз! Нашу породу свиней даже на выставку ВДНХ в Москву возили! Куда только всё это подевалось?.. Раньше я жила в другом районе, будучи девчонкой, трудилась в колхозе за трудодни. А когда получила первую зарплату – 500 рублей, то заплакала. Никогда таких денег не видела! С радости сразу побежала в магазин детям обновки покупать – их у меня было четверо.

— А какого вы года рождения?

— 1934-го. А что делать, остаётся трудиться: руки ещё крепкие, лопату держат. Да и полезно на улице работать, воздухом чистым подышать!

Почему ему не помогают?

От сельчан мы узнали, что в посёлке двое мужчин держат большие подворья. Одного из них – выходца из Азербайджана, мы, якобы, можем найти на краю поселения. Позже выяснилось, что его подворье находится за деревней.

Проехать туда оказалось сложно, но рискнули. Нас лаем встретили собаки-охранники, благо, что были привязаны. Ворота коровника оказались распахнуты, а в их проёме показался хозяин – Шабан Гадилов.

— Давно разводите коров? Какое у вас поголовье?

— Пять лет стараюсь встать на ноги. Хотел зарегистрироваться фермером, но пока не могу оформить бумаги. То их теряют, то говорят, что неправильно заполнил. Никаких ссуд, кредитов взять не могу – живу на свою копеечку. Десять лет бегаю за участком земли. В районную администрацию ходить бесполезно: не могу застать на работе начальника сельского хозяйства. Сейчас у меня 15 коров, трое телят, жду ещё шесть.

— А куда деваете молоко?

— Вожу в магазин пятого микрорайона.

Труд окупается?

— Какой там, если тюк сена стоит 1000 рублей?! На зиму купил 250 штук – переживаю, хватит ли до весны.

Фото: «Город «А»

Автор