22.11.2024

Одинокий под прицелом

Незадолго до Нового года меня попросили выполнить просьбу: выяснить, жив или нет пожилой житель города. Его единственная дочь, проживающая в другой стране, сообщила, что не может дозвониться до отца, чего раньше не происходило. Женщина умоляла навестить родителя по указанному адресу и выяснить, что случилось.

Не выполнить эту просьбу было бы не по-божески, тем более что идти – недалеко. На домофоне набрала номер квартиры. Услышав мужской голос, представилась, назвав место работы и фамилию и коротко объяснив, зачем явилась. Однако дверь в подъезд мне не открыли. Уже собралась уходить, но из подъезда вышел человек и сразу заявил: «Ты – не журналист Гостенкова! Её я помню: она про меня когда-то писала. Развели мошенников – ни стыда, ни совести!»

Случившаяся неприятность не забылась и за долгие новогодние праздники. В голове засела мысль: «Неужели я стала такой старухой, что меня даже не узнали?» И вспомнила, что, действительно, лет десять назад была у этого человека. Он – местный, художник.

В первую январскую рабочую неделю, взяв паспорт, решила для выяснения обстоятельств повторить свой визит. На этот раз меня ждали гостеприимно распахнутая дверь и смущённый хозяин – Юрий Федченко.

— Вы извините меня за прошлый раз! Зря вас оскорбил: замечательно выглядите! Выслушайте, и всё поймёте.

«ЗОЛ Я НА МОШЕННИКОВ»

И Юрий Степанович рассказал историю, произошедшую с ним в прошлом году.

— Мне 81 год, хотя и выгляжу моложе. Всегда был стройным: до сих пор ежедневно делаю гимнастику, не пью и не курю, однако здоровье уже не то. Услышал, что в одном из учреждений культуры города проводится выставка-продажа лекарств для пожилых людей. Они, правда, дорогие, но пошёл и купил. На деле оказалось, что часть мест для таблеток под фольгой – пустая, а сами они по вкусу напомнили мне мел. Мужчина-продавец зачем-то спросил мой адрес, фамилию, имя, отчество и номер телефона. Буквально через несколько дней начались звонки с разными «коммерческими» предложениями. А потом – и попытки визитов домой от незнакомых людей… Был случай, когда в квартиру постучались две женщины: не успел двери открыть, как они меня – в сторону, а сами – в комнаты. Еле выгнал: хорошо, что ещё силы есть! А тут ещё вспомнил случай, как у моего друга-художника, который, к сожалению, умер, две женщины, пришедшие в дом, унесли все сбережения – он с женой копил на похороны.

На фоне этих событий у меня и появилась какая-то озлобленность и подозрение, что все одинокие пожилые люди находятся под прицелом. Особенно те, которые имеют в собственности жильё.

Дочь не смогла дозвониться, потому что я выбросил из телефона симку, дабы мошенники не надоедали. Мы с ней уже переговорили, обещала в очередной раз в гости приехать.

— Далеко живёт?

— В Бразилии: в юности уехала в Москву, а во время одного из путешествий познакомилась с иностранцем и осталась у него на родине. Наташе сейчас 54 года, есть сын, мой внук. Я привил дочери любовь к художественному творчеству, к музыке. И всегда ругал её за преклонение перед западной культурой, так как люблю русскую.

С её мамой мы разошлись по глупости: по просьбе жены уехали в Дзержинск, где некоторое время жили с тёщей, это и расстроило наш брак. Один вернулся в родной город. Однако дочь меня никогда не забывала: она меня очень любит, заботится, очень это ценю.

КИСТИ И АККОРДЕОН – ЕГО ЖИЗНЬ…

У Юрия Степановича Федченко интересная биография. Родился и почти всю жизнь прожил в Ачинске, четыре года служил на военно-морском флоте на острове Русский. Его отец был фронтовиком, вернулся с войны после прохождения лечения в военных госпиталях.

С детства Юрий очень любил рисовать, заочно окончил народный институт художественного творчества, долгое время работал художником-оформителем на многих предприятиях. Например, когда трудился в СУ-45, то на Доске почёта висели не фотографии передовиков, а их портреты маслом, выполненные Юрием. Он является членом Союза художников России, постоянно участвует в городских и региональных выставках.

Квартира Юрия Степановича напоминает мастерскую: картины висят на стенах, стоят в углах. Он не только создаёт их сам, но и мастерски воспроизводит копии знаменитых картин русских художников. Что меня восхитило – из-под его кисти вышли портреты матери, отца и даже его самого – в форме моряка на берегу моря. Много картин посвящено родному городу. Признаётся:

— Не рисую только тогда, когда болею. У меня такая потребность – постоянно брать в руки кисти, а ещё – играть на аккордеоне.

В конце нашей беседы художник поделился личным:

— Может, я с ума сошёл под старость лет, но хочу второй раз жениться. Сходил со своим аккордеоном на праздник в Дом ветеранов и встретил там женщину по душе. Выяснилось, что мы учились с ней в одной школе.

На прощание Юрий Степанович сыграл мне несколько мелодий на своём музыкальном инструменте. Потом бережно отложил его в сторону и удовлетворённо сказал:

— Словно на десяток лет помолодел. Музыка исцеляет душу! 

Фото: «Город «А»

Автор