11.11.2024

В Казахстане – не до праздника!

В то время, когда у россиян наступили длительные новогодние каникулы, и они от души встречали наступивший 2022 год, жителям нашей бывшей союзной республики – Казахстана – было совсем не до веселья.

Ситуация там обострились после того, как 2 января жители городов Жанаозена, Актау и Алма-Аты вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо. Когда власти пошли на уступки демонстрантам, то протесты с новой силой разгорелись в нескольких крупных городах и переросли в массовые беспорядки.

Их участники блокировали работу скорой помощи, пожарных служб, совершили нападения на силовиков и завладели их оружием, а также штурмовали административные здания, СИЗО. В нападениях стал прослеживаться почерк исламистских радикалов – несколько силовиков были обезглавлены. Также стали действовать мародёры – они громили витрины магазинов и банков,  завладевая деньгами и драгоценностями. Наиболее сложной была признана ситуация в Алма-Ате. Так, утром 6 января военные и полицейские приступили к антитеррористической операции против бандитов. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев пришёл к выводу, что в стране орудуют иностранные террористы, и обратился за помощью в Организацию Договора о коллективной безопасности с просьбой направить миротворческие силы на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране. Миротворцы приступили к выполнению своих задач.

На утро 11 января на родину эвакуировано более 1400 россиян. Силовиками отрезаны пути отхода из столицы боевикам, примерный ущерб бизнесу от беспорядков в стране уже составил более 213 млн долларов.

Характер протестов и массовых беспорядков в Кавзахстане оценил российский президент Владимир Путин. Лидер России счёл события в среднеазиатской республике подготовленными с помощью «майданных технологий». При этом он заявил, что миротворцы из нашей страны будут там наводить порядок до той поры, которую назовёт Токаев. Ситуация в Казахстане нормализуется.

Мнение

Что думают об этих событиях ачинцы?

Сергей Никитин, председатель Ачинского городского Совета депутатов:

— Этим событиям трудно давать оценку. Ошибки и безволие власти, допустившей мародёрство, погромы по всей стране, появление исламистов, которые отрезали людям головы… Когда ситуация вышла из-под контроля, власти были вынуждены обратиться за помощью к миротворцам. Россия отправила своих парней помогать там наводить порядок. Она не могла поступить по-другому: наша граница с Казахстаном составляет 7500 км.

Тамара, жительница города:

— У меня родители живут в посёлке под Алма-Атой, откуда я два года назад и переехала в Ачинск. Весь Новый год пыталась им дозвониться по мессенджерам – не получилось, отключён интернет. Сейчас он уже появился. Вчера позвонила мама. Коротко сказала, что сами люди устраивали митинги, требуя снижения цен на продукты, газ. Потом напряжение стало нарастать, в столице начали громить и грабить магазины, у граждан откуда-то появилось оружие. У мамы в посёлке такого безобразия не было, но наступили перебои с продуктами. Банки и банкоматы были закрыты, наличные деньги у людей кончаются. Говорю ей: «Бросайте всё, переезжайте в Ачинск!» Опасаюсь за жизнь родителей! Если обстановка в Казахстане не наладится, то оттуда в РФ может хлынуть большой поток населения.

Ирина Субачёва, жительница города:

— А самим разобраться в своей стране было слабо?

Сергей Горшунов, депутат Ачинского городского Совета депутатов (КПРФ):

— Интернационал надо прекращать. Токаев, видимо, обманул Путина, заявив, что в стране появилось 20 тысяч бандитов. Теперь соседняя Киргизия утверждает, что через её территорию ни один из них не просачивался. Выходит, что через РФ или Китай? Обман используют как предлог для подавления народного выступления против буржуазно-националистического режима воровских олигархов.

Владимир Волков, житель Ачинска:

— Я больше 15 лет прожил в Талдыкоргане – том самом городе, где скинули памятник Назарбаеву. В последний раз был там в 2016 году – не могу сказать, что увидел низкий уровень жизни: сейчас это вполне современный, развитый, европеизированный город.

У меня там осталось много знакомых, и я, разумеется, переживаю за их судьбу, часто созваниваемся. С их слов, все эти бунты – дело рук аульских жителей или киргизов. Русских там осталось меньше десяти процентов – они сидят по домам, на улицу выходят лишь в случае крайней необходимости. Никто из них точно не понимает, что именно произошло – но уверены, что были некие зачинщики, за которыми бездумно побежала толпа. Есть предположение, что начало беспорядкам, скорее всего, было положено извне.

Фото из свободных источников

Автор