О параметрах главного финансового документа объединённой территории рассказала Елена Глоба, руководитель финуправления администрации. Она подробно доложила о каждой из 15 муниципальных программ, в рамках которых и будут тратиться деньги.
Отметим, что большая часть расходов традиционно приходится на образование – 54%. А в общей сложности на социалку всего округа в следующем году потратят 68% казны.
Прогнозируется, что объём доходов бюджета 2026 года составит 7 млрд 850 млн рублей, расходов – 8 млрд 94 млн рублей. Дефицит (244 млн) планируется покрыть за счёт кредитов.
Закончив доклад, Елена Глоба добавила, что в конце ноября в администрацию поступили предложения депутата окружного Совета Дмитрия Куликова. Ему был дан ответ: все идеи по увеличению расходов (в первую очередь они касаются исполнения наказов избирателей) должны быть обоснованными: нужно прикрепить расчёты, сметы, коммерческие предложения… А в предложениях депутата таких обоснований нет.
Именно поэтому председательствующий Олег Турищев пришёл к выводу о необходимости отклонить поправки Куликова:
— Предлагаю вам, Дмитрий Евгеньевич, провести работу над своими предложениями: чётко сформулировать, обосновать необходимость и приоритетность работ с указанием стоимости. Когда в будущем году начнётся корректировка бюджета – к этим вопросам можно будет вернуться.
Однако Дмитрия Куликова такой расклад возмутил:
— Для меня это какой-то абсурд: неужели депутат должен делать сметы и расчёты, запрашивать коммерческие предложения? Я вношу в проект бюджета вопросы, по которым к нам обращаются жители. В администрации – целый штат сотрудников, а расчёты почему-то должен готовить депутат…
— Всё зависит от направления расходования средств, – пояснила Елена Глоба. – Например, по ремонтам дорог я вам предлагаю обратится в Центр обеспечения жизнедеятельности, чтобы они включили в план мероприятий…
— У меня есть ответ прокуратуры: в 2026 году будет разработана проектно-сметная документация на строительство сети водоснабжения по улице Сосновой, – ответил депутат. – Даже стоимость работ известна: 1 миллион 300 тысяч рублей. То есть на самом деле уже всё подготовлено? Или вы вводите в заблуждение прокуратуру, прокуратура – депутатов, а депутаты – жителей? Далее: ремонт дороги по улице Армейской. Есть решение суда, об этой проблеме вам постоянно говорит депутат – и ноль внимания! Или взять монумент «Скорбящая мать»: в год 80-летия Победы, в Год защитника Отечества мы не можем отремонтировать главный мемориальный объект, посвящённый Великой Отечественной войне! Для чего тогда у нас администрация? Давайте её разгоним, оставим одних депутатов и финансовое управление, которые будут заниматься сметами и проектами.
— С точки зрения закона Куликов ведь прав, – поддержал коллегу депутат Владимир Озереденко.
— Предыдущему созыву депутатов мы уже объясняли, как правильно организовывать работу по внесению поправок в бюджет, – возразила Глоба. – Вот вы говорите: есть ответ прокуратуры. Но я, например, с этим ответом не знакома – допускаю, что меня просто не уведомили. Что касается «Скорбящей матери»: по этому мемориалу у нас работа уже ведётся.
Елена Анатольевна объяснила, что когда общие параметры казны уже приняты, увеличить расходы невозможно. Перераспределить внутри бюджета – тоже: сумма-то неизвестна. Глоба предложила обратиться к главе округа Игорю Титенкову, он даст поручения соответствующим службам или специалистам. Например, если речь идёт о водопроводе – УКСу, если о дорогах – ЦОЖу.
— Коллеги, мы уже сталкивались с этим пять лет назад, и тогда нам предоставили такой же ответ, – прокомментировала ситуацию Лилия Чернышенко. – Я считаю, просто вопрос Дмитрия Евгеньевича был направлен не совсем по адресу: финансисты работают с готовыми цифрами. Хотя я тоже искренне возмущена, когда депутату отвечают, что он должен готовить сметы и делать расчёты.
Народные избранники начали бурно обсуждать: как и кому им теперь писать, чтобы у наказов избирателей была возможность попасть в бюджет?
— Хочется, чтобы депутатское предложение и было тем документом, на основании которого исполнительная власть даёт распоряжение соответствующим структурам, – выразила своё мнение Ксения Талай. – Председатель окружного Совета Сергей Никитин применил такую формулировку в своём письме в администрацию: «Рассмотреть предложения и направить в окружной Совет депутатов информацию о принятых решениях». То есть до нас, депутатов сегодня можно было довести: например, начата работа по разработке проектно-сметной документации, обозначены сроки и так далее…
— Но мы не можем никуда включить предложения депутата, если нет обоснования! – настаивала Глоба.
— Это чисто юридическая история, из-за которой мы и спорим, – сделала вывод Лилия Чернышенко.
— Если сейчас не довести её до логического конца, мы так и будем постоянно спорить, – добавил Озереденко.
— Тогда давайте в конце концов чётко определим, как должно звучать обращение депутата, чтобы оно было принято в работу, – предложила Лилия Владимировна.
В общем, депутаты попросили администрацию подготовить чёткий и понятный алгоритм действий: как, кому, куда и в какой форме народным избранникам нужно подавать предложения, чтобы они нашли своё отражение в бюджете.
После этого Елена Слезко, председатель Контрольно-счётной палаты, ознакомила депутатов с результатами экспертизы проекта окружной казны. В первую очередь она сообщила: пока это просто сумма бюджетов Ачинска, а также Ачинского и Большеулуйского районов, и документ в последующем потребует немало доработок. Поэтому на данный момент анализировать динамику доходов и расходов крайне затруднительно, и даже некорректно.
— В целом параметры казны не нарушают требований бюджетного законодательства, – отметила Елена Владимировна. – Но есть два маячка, требующих внимания органа местного самоуправления: средние расходы трёх объединяемых территорий для одного жителя округа в 2025 году составили 118 тысяч рублей, в бюджете 2026 года этот показатель составляет 68 тысяч рублей. Как видите, это сильно ниже. Поэтому хотелось бы в ходе исполнения бюджета увидеть его рост вследствие привлечения межбюджетных трансфертов и получения собственных дополнительных доходов.
Елена Слезко подчеркнула, что доходы бюджета-2026 – традиционные: налоги, сдача в аренду муниципальной собственности и безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. На начальном этапе доля собственных средств составляет 38% от общего объёма доходов.
— Зависимость округа от межбюджетных вливаний по-прежнему значительна, – подчеркнула председатель Контрольно-счётной палаты. – Напомню, бюджет Ачинска нынешнего года зависел от межбюджетных вливаний на 68%, бюджет Большеулуйского района – на 59%, Ачинского – на 87%.
Также Елена Слезко обратила внимание на такой момент: учитывая, что структура органов местного самоуправления ещё только формируется, важно внимательно проанализировать функционал учреждений, подведомственных администрации округа, – чтобы избежать дублирующих функций.
Фото: Ачинский окружной Совет депутатов

Тоже стоит почитать
Два «кавказца», один «немец»
«Жизнь покажет»
«Парк» кой-кого: барнаульские предприятия, работающие в Ачинске, погрязли в судах и идут ко дну