10.12.2025

Без дублей: депутаты окружного Совета обсудили во втором чтении проект бюджета на 2026 год

О параметрах главного финансового документа объединённой территории рассказала Елена Глоба, руководитель финуправления администрации. Она подробно доложила о каждой из 15 муниципальных программ, в рамках которых и будут тратиться деньги.

Отметим, что большая часть расходов традиционно приходится на образование – 54%. А в общей сложности на социалку всего округа в следующем году потратят 68% казны.

Прогнозируется, что объём доходов бюджета 2026 года составит 7 млрд 850 млн рублей, расходов – 8 млрд 94 млн рублей. Дефицит (244 млн) планируется покрыть за счёт кредитов.

Закончив доклад, Елена Глоба добавила, что в конце ноября в администрацию поступили предложения депутата окружного Совета Дмитрия Куликова. Ему был дан ответ: все идеи по увеличению расходов (в первую очередь они касаются исполнения наказов избирателей) должны быть обоснованными: нужно прикрепить расчёты, сметы, коммерческие предложения… А в предложениях депутата таких обоснований нет.

Именно поэтому председательствующий Олег Турищев пришёл к выводу о необходимости отклонить поправки Куликова:

— Предлагаю вам, Дмитрий Евгеньевич, провести работу над своими предложениями: чётко сформулировать, обосновать необходимость и приоритетность работ с указанием стоимости. Когда в будущем году начнётся корректировка бюджета – к этим вопросам можно будет вернуться.

Однако Дмитрия Куликова такой расклад возмутил:

— Для меня это какой-то абсурд: неужели депутат должен делать сметы и расчёты, запрашивать коммерческие предложения? Я вношу в проект бюджета вопросы, по которым к нам обращаются жители. В администрации – целый штат сотрудников, а расчёты почему-то должен готовить депутат…

— Всё зависит от направления расходования средств, – пояснила Елена Глоба. – Например, по ремонтам дорог я вам предлагаю обратится в Центр обеспечения жизнедеятельности, чтобы они включили в план мероприятий…

— У меня есть ответ прокуратуры: в 2026 году будет разработана проектно-сметная документация на строительство сети водоснабжения по улице Сосновой, – ответил депутат. – Даже стоимость работ известна: 1 миллион 300 тысяч рублей. То есть на самом деле уже всё подготовлено? Или вы вводите в заблуждение прокуратуру, прокуратура – депутатов, а депутаты – жителей? Далее: ремонт дороги по улице Армейской. Есть решение суда, об этой проблеме вам постоянно говорит депутат – и ноль внимания! Или взять монумент «Скорбящая мать»: в год 80-летия Победы, в Год защитника Отечества мы не можем отремонтировать главный мемориальный объект, посвящённый Великой Отечественной войне! Для чего тогда у нас администрация? Давайте её разгоним, оставим одних депутатов и финансовое управление, которые будут заниматься сметами и проектами.

— С точки зрения закона Куликов ведь прав, – поддержал коллегу депутат Владимир Озереденко.

— Предыдущему созыву депутатов мы уже объясняли, как правильно организовывать работу по внесению поправок в бюджет, – возразила Глоба. – Вот вы говорите: есть ответ прокуратуры. Но я, например, с этим ответом не знакома – допускаю, что меня просто не уведомили. Что касается «Скорбящей матери»: по этому мемориалу у нас работа уже ведётся.

Елена Анатольевна объяснила, что когда общие параметры казны уже приняты, увеличить расходы невозможно. Перераспределить внутри бюджета – тоже: сумма-то неизвестна. Глоба предложила обратиться к главе округа Игорю Титенкову, он даст поручения соответствующим службам или специалистам. Например, если речь идёт о водопроводе – УКСу, если о дорогах – ЦОЖу.

— Коллеги, мы уже сталкивались с этим пять лет назад, и тогда нам предоставили такой же ответ, – прокомментировала ситуацию Лилия Чернышенко. – Я считаю, просто вопрос Дмитрия Евгеньевича был направлен не совсем по адресу: финансисты работают с готовыми цифрами. Хотя я тоже искренне возмущена, когда депутату отвечают, что он должен готовить сметы и делать расчёты.

Народные избранники начали бурно обсуждать: как и кому им теперь писать, чтобы у наказов избирателей была возможность попасть в бюджет?

— Хочется, чтобы депутатское предложение и было тем документом, на основании которого исполнительная власть даёт распоряжение соответствующим структурам, – выразила своё мнение Ксения Талай. – Председатель окружного Совета Сергей Никитин применил такую формулировку в своём письме в администрацию: «Рассмотреть предложения и направить в окружной Совет депутатов информацию о принятых решениях». То есть до нас, депутатов сегодня можно было довести: например, начата работа по разработке проектно-сметной документации, обозначены сроки и так далее…

— Но мы не можем никуда включить предложения депутата, если нет обоснования! – настаивала Глоба.

— Это чисто юридическая история, из-за которой мы и спорим, – сделала вывод Лилия Чернышенко.

— Если сейчас не довести её до логического конца, мы так и будем постоянно спорить, – добавил Озереденко.

— Тогда давайте в конце концов чётко определим, как должно звучать обращение депутата, чтобы оно было принято в работу, – предложила Лилия Владимировна.

В общем, депутаты попросили администрацию подготовить чёткий и понятный алгоритм действий: как, кому, куда и в какой форме народным избранникам нужно подавать предложения, чтобы они нашли своё отражение в бюджете.

После этого Елена Слезко, председатель Контрольно-счётной палаты, ознакомила депутатов с результатами экспертизы проекта окружной казны. В первую очередь она сообщила: пока это просто сумма бюджетов Ачинска, а также Ачинского и Большеулуйского районов, и документ в последующем потребует немало доработок. Поэтому на данный момент анализировать динамику доходов и расходов крайне затруднительно, и даже некорректно.

— В целом параметры казны не нарушают требований бюджетного законодательства, – отметила Елена Владимировна. – Но есть два маячка, требующих внимания органа местного самоуправления: средние расходы трёх объединяемых территорий для одного жителя округа в 2025 году составили 118 тысяч рублей, в бюджете 2026 года этот показатель составляет 68 тысяч рублей. Как видите, это сильно ниже. Поэтому хотелось бы в ходе исполнения бюджета увидеть его рост вследствие привлечения межбюджетных трансфертов и получения собственных дополнительных доходов.

Елена Слезко подчеркнула, что доходы бюджета-2026 – традиционные: налоги, сдача в аренду муниципальной собственности и безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. На начальном этапе доля собственных средств составляет 38% от общего объёма доходов.

— Зависимость округа от межбюджетных вливаний по-прежнему значительна, – подчеркнула председатель Контрольно-счётной палаты. – Напомню, бюджет Ачинска нынешнего года зависел от межбюджетных вливаний на 68%, бюджет Большеулуйского района – на 59%, Ачинского – на 87%.

Также Елена Слезко обратила внимание на такой момент: учитывая, что структура органов местного самоуправления ещё только формируется, важно внимательно проанализировать функционал учреждений, подведомственных администрации округа, – чтобы избежать дублирующих функций.

Фото: Ачинский окружной Совет депутатов

Автор