14.11.2025

«А женщин туда пускать будут?»: в Ачинске обсудили место для строительства мечети

Ровно через неделю после Дня народного единства в администрации Ачинска прошли публичные слушания по выделению земельного участка для строительства мечети. Примечательно, что народу на них пришло раз в 20 больше, чем на слушания по такому важному документу, как Устав Ачинского округа – некоторым пришлось даже стоять в проходах. Соответственно, и обсуждение получилось довольно интересным.

Религиозный объект предполагается построить между перинатальным центром, санаторием «Родник» и краевой школой-интернатом № 3.

— На протяжении веков мусульмане разных национальностей – татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы и многие другие народы – строили, развивали и защищали нашу страну бок о бок с представителями других конфессий, – начал своё выступление имам-хатыб Равиль Хазрат Минулин, и в первую очередь заверил: – Ачинские мусульмане исповедуют исключительно традиционный ислам. Все вы помните кровавые события, которые происходили как на территории нашей страны, так и за рубежом. К сожалению, организации, которые прикрываются исламом, не спят. Поэтому наша задача – учиться истинному исламу.

— Действительно, мы все помним страшные события в Беслане, Кизляре, Первомайском, в «Крокус Сити»… – сказала участница слушаний Наталья Аверьянова. – Почему для размещения мечети рассматривается место, где находятся самые уязвимые люди – дети, женщины, инвалиды? Где гарантия, что в этой мечети не появятся «нетрадиционные» мусульмане?

Ещё один участник слушаний, Андрей Андреев, тоже поделился сомнениями:

— Во-первых, я не уверен, что мечеть будет гармонировать с городской эстетикой. Во-вторых, как показывает опыт, как только в городе появляется мечеть, сразу приезжают люди, не являющиеся его уроженцами, и начинают устанавливать свои порядки.

Житель Ачинска Сергей Трифонов поинтересовался: а существует ли проект мечети?

— Я был и в Казани, и в Таджикистане – действительно, очень красиво. А как она будет выглядеть у нас? И за счёт каких средств планируется строительство?

Равиль Минулин напомнил, что несколько лет назад администрация уже выделяла для мечети участок земли в Привокзальном районе (на горе, недалеко от перекрёстка улицы Кирова и шоссе Нефтяников. – Прим. ред.).

— В 2011 году мы потратили на проект, геологию и геодезию порядка полумиллиона рублей, – пояснил имам-хатыб. – Но выяснилось, что грунтовые воды залегают неглубоко, и нам пришлось отказаться от этого участка, потому что строительство обошлось бы в разы больше, чем мы изначально предполагали. Но проект сохранился, и все могут посмотреть, как мечеть примерно будет выглядеть. Что касается второго вопроса: строить планируем только за счёт добровольных пожертвований.

Ещё одна участница слушаний, Роза Селиванова, специально для выступления даже подошла к президиуму, где сидели спикер окружного Совета депутатов Сергей Никитин, вице-мэр Евгений Пенский, руководитель управления архитектуры Екатерина Бусарева и председатель КУМИ Галина Гришина.

— Мы, татары, живём в Ачинске ровно столько, сколько существует город, – начала женщина. – И мы – такие же люди, как и православные. Но на протяжении всех этих лет местная власть почему-то не показывает заинтересованности в оказании поддержки в строительстве мечети. Вот церковь строили (видимо, участница слушаний имела в виду часовню Даниила Ачинского в Привокзальном районе. – Прим. ред.) всем миром, наверняка и мусульмане тоже помогали. А как коснулось мечети – мы уже много лет бьёмся как рыба об лёд… Почему бы администрации не помочь нашей вере? Даже если участок выделят – а где нам взять деньги?

— По Конституции наша страна – светское государство, – пояснил Сергей Никитин. – Поэтому бюджет не может предусмотреть средства на строительство религиозных объектов – к какой бы концессии они ни относились. Вспомните, сколько лет строилась церковь Даниила Ачинского? Двенадцать. Причём исключительно за счёт пожертвований жителей и организаций. Так и здесь: будем собирать всем миром. Кто даст рубль, кто – два, кто – десятку…

— В Татарстане есть предприниматели, предварительно готовые нас поддержать, – добавил Минулин.

Выступила почётный гражданин Ачинска Наталья Маслобойникова:

— Мечеть в Ачинске определённо нужна. Но у меня такой вопрос: предыдущий участок не подошёл из-за грунтовых вод – а ведь новый, по сути, расположен в Юго-Восточном районе. А ЮВР – это болото. Вы уже проводили изыскания? Не окажется ли, что и в этот раз все финансовые усилия будут напрасными?

Равиль Минулин объяснил, что такова установленная законодательством процедура: сначала должны пройти публичные слушания, затем – выделение участка, и только после этого можно проводить изыскания.

Высказался и ещё один почётный гражданин Ачинска – Николай Панин:

— Вообще-то мусульман в Ачинске лишь ненамного меньше, чем православных. Конечно, они имеют право иметь свой дом и отправлять религиозные обряды. Тем более, президент страны довольно чётко обозначил своё отношение к этому. В нашей стране очень много конфессий, и каждой, даже самой малочисленной, должно быть уделено внимание – в этом и заключается единение нации.

— Религиозные чувства – это очень тонкая материя, – поддержал его Сергей Никитин. – Мы все прекрасно знаем, что такое межнациональная рознь и к каким страшным последствиям она может привести. Но Сибирь всегда славилась тем, что, несмотря на разницу во взглядах, мы умеем договариваться.

Ирина Шадрина, директор краевой школы № 3, поделилась своими опасениями:

— Учитывая, что в случае выделения участка строительство будет вестись за счёт пожертвований, есть большой риск, что оно затянется надолго. Кроме того, многострадальной улице Манкевича в следующем году обещан ремонт. Если начнутся работы по возведению мечети – это значит, что нашим учащимся, в том числе детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, среди которых есть и колясочники, придётся существовать в условиях стройки.

— В России есть города, где православная церковь и мечеть расположены по соседству – и никто никому не мешает, все живут дружно, – сказала известный ачинский адвокат Зухра Андреева. – Уверена, что и строительство никому неудобств не причинит.

— А может, надо подумать ещё над каким-нибудь вариантом? – предложил Сергей Никитин.

— Мы осмотрели порядка семи-восьми предложенных мест, и наиболее подходящее – то, которое мы сегодня обсуждаем. Такого нет, что мы уцепились именно в этот участок – просто нужно понимать, что, помимо основного строения, нужны дополнительные постройки, в том числе для хозяйственных и бытовых нужд. И 100 квадратных метров для этого, конечно, мало.

— Допустим, случится чудо, участок выделят и мечеть построят: а женщин туда будут пускать? – поинтересовалась одна из участниц слушаний, чем несколько разрядила обстановку в зале. – По Корану-то не положено…

— Обязательно, – улыбнувшись, заверил Равиль Минулин.

Когда обмен мнениями закончился и настала пора голосовать, Екатерина Бусарева напомнила, что по закону участниками публичных слушаний являются лишь граждане, которые проживают рядом с обсуждаемой территорией, либо представители организаций, которые ведут там какую-то деятельность.

Жилых домов там поблизости нет, а вот организаций – три: краевая школа, санаторий «Родник» и перинатальный центр. Все три руководителя – соответственно, Ирина Шадрина, Сергей Хвалько и Галина Буткач – проголосовали против выделения земельного участка.

— В целом мнение участников слушаний вполне понятно: мечеть в Ачинске должна быть, – подытожил мероприятие Евгений Пенский. – А вот над местом расположения надо ещё подумать. Учитывая, что мы – уже жители не Ачинска, а Ачинского округа, возможно рассмотреть варианты рядом с городом.

Публичные слушания (но уже в заочном формате) продлятся ещё несколько дней – предложения и замечания принимаются в администрации в письменном виде. А окончательное слово останется за главой округа Игорем Титенковым.

Автор