Пожалуй, ни один нормативно-правовой акт в прошлом году не обсуждался в Ачинске так бурно, как введение туристического налога. Да и на минувшей сессии окружного совета, которая состоялась 7 ноября, дебаты на эту тему длились чуть ли не столько же, сколько выборы главы округа.
Вот это номер
Напомним, ровно год назад администрация Ачинска инициировала введение туристического налога – такое право ей предоставило федеральное законодательство. Депутаты тогда и иронизировали над этим законом, и откровенно шутили, и высказывали вполне обоснованные опасения насчёт целесообразности – но всё-таки администрация их убедила, и они проголосовали «за».
Согласно предложению мэрии, в 2025 году налог должен составить 1% от стоимости номера, но не менее 100 рублей. Дальше – больше: в 2026 году – 2%, в 2027-м – 3%, в 2028-м – 4%, и с 2029 года – 5%.
Причём платит его не постоялец, а гостиница (хотя дураку понятно, что бизнесу так или иначе придётся «зашить» эти 100 рублей в стоимость размещения). Однако некоторых категорий граждан этот налог не касается. Гостиницы не платят туристический налог, например, если к ним заселился Герой Советского Союза, инвалид I или II группы, а также гражданин до 18 лет. Последнее исключение было сделано потому, что в Ачинск на спортивные и творческие соревнования часто приезжают дети.
Тогда, в конце 2024-го, предполагалось, что экономический эффект от введения налога составит примерно 3,5 млн рублей в год.
Возможно, про этот налог депутаты уже и забыли бы, но в Красноярском крае грянула муниципальная реформа, в ходе которой случилось объединение города Ачинска с Ачинским и Большеулуйским районами. Территория у нас теперь – одна, а значит, и закон в округе должен быть один. Но его ещё нужно утвердить.
Взять и отменить
…5 ноября 2025 года. С вопросом «О туристическом налоге на территории Ачинского муниципального округа» перед депутатами с трибуны выступает Марина Горохова, руководитель управления экономического развития и планирования администрации Ачинска.
Как выяснилось из её доклада, туристический налог в прошлом году, оказывается, ввели не только в нашем городе, но и в Ключинском сельсовете Ачинского района. Причём по таким же ставкам, как в городе. Поэтому в администрации решили распространить такие же условия на всю территорию Ачинского округа.
Слово взял депутат Владимир Озереденко:
— Я пообщался с многими плательщиками этого налога: из-за него гостиницы теряют одно-два рабочих места, что сказывается на качестве сервиса. И второе: у нас – не туристический город, и фактически плательщиками этого налога являются обычные работяги, которые приезжают на НПЗ или АГК. Поэтому моё мнение – налог преждевременный, и его нужно вообще отменить.
Марина Горохова в ответ сообщила: чтобы определить целесообразность налога, нужно подождать не менее пяти (!?) лет – чтобы проанализировать и понять, является ли он экономически эффективным. Иными словами, выяснить: не теряем ли мы больше, чем получаем?
— По состоянию на девять месяцев текущего года бюджет города получил туристического налога на 3 миллиона рублей, – пояснила Горохова депутатам. – В ближайшее время вы будете рассматривать корректировку бюджета, на которой в том числе и распределите эти 3 миллиона.
Также Марина Горохова уточнила, что в Ачинском районе в качестве туристического налога удалось собрать 300 тысяч рублей – на территории Ключинского сельсовета расположены базы отдыха «Джуманджи» и «Сосновый бор», а также детский лагерь «Сокол», где зимой в том числе могут отдохнуть и взрослые.
— Единственное, в чём я с вами солидарна – в том, что у налога не совсем корректное название, – согласилась Марина Владимировна.
Четыре койки
— А какие вообще гостиницы есть, например, на территории Ачинского района? – уточнила депутат Ксения Талай. – А главное – кто в них проживает?
— Там все – отдыхающие… – ответила с трибуны Горохова.
— Как минимум в «Сосновом бору» проживает много командированных, – поправила Талай Горохову.
Та в ответ лишь пожала плечами.
Далее Талай для сравнения привела в пример Санкт-Петербург: город, который гораздо «туристичнее» нашего.
— Например, в Ачинске туристический налог на 2026 год вы предлагаете утвердить в размере 2%, а у них он колеблется от 1 до 2% в зависимости от сезонности. В 2027 году в Санкт-Петербурге этот налог будет составлять – от 1,5 до 3%. У нас же – категоричные 3%. Может, и Ачинску стоит проявить гибкость?
— Возможно, в Санкт-Петербурге по этому налогу уже собрана какая-то статистика, а у нас её ещё нет, она появится только в следующем году, – не отступала от своего Горохова. – Сейчас мы пока лишь понимаем, сколько людей в нашем городе ночует, но мы не знаем, кто эти люди: по целям визита, по возрасту и по другим критериям.
Но депутаты тоже продолжали настаивать:
— Предлагаю пока оставить этот налог на уровне 1%, – выступил Валерий Гусаров и напомнил. – Со следующего года владелец гостиничного бизнеса будет обязан платить ещё и НДС. Поймите, это большая налоговая нагрузка, которая приведёт к увеличению стоимости номеров. Этим самым мы лишь стимулируем посуточную сдачу квартир в аренду.
Депутат Дмитрий Куликов напомнил всем: когда в горсовете принимали туристический налог, администрация вообще-то обещала через некоторое время его проанализировать – в том числе и на предмет расходования.
— Я понимаю, если бы гостиницы, уплатив этот налог, получили взамен, к примеру, новую дорогу, освещение или, на худой конец, тротуар – тогда бы никаких вопросов по туристическому налогу не возникало, – поделился мнением Дмитрий Евгеньевич. – Но я уверен, что деньги пойдут на другие цели.
— Действительно, депутатам сначала необходимо ознакомиться с предложениями администрации по расходованию собранных средств, – поддержала коллегу Ксения Талай. – И только потом мы будем готовы сформировать своё мнение и о ставках, и о целесообразности. Ведь это решение коснётся в том числе и Большеулуйского района – кстати, там вообще есть гостиницы?
— Да, «Шератон», – успел вставить шутку Владимир Озереденко.
— В Большом Улуе есть гостиница на четыре койки, – ответила Горохова.
Депутаты засмеялись…
«Что останется от тысячи?»
…Точку в вопросе о туристическом налоге для Ачинского округа предполагалось поставить 7 ноября – на очередной сессии Совета депутатов. На сей раз доклад представляла заммэра по финансам и экономике Наталия Григорьева. Она сообщила, что в Ачинске на данный момент насчитывается 18 гостиниц, минимальная стоимость гостиничного номера – 1 200 рублей, средняя – 4150 рублей. И ещё раз напомнила, что на туристическом налоге бюджет Ачинска уже заработал более 3 миллионов рублей, благодаря которым администрация планирует приобрести для краеведческого музея автобус – чтобы с его помощью можно было проводить экскурсии.
Однако депутат Дмитрий Нехорошев (по совместительству – директор «Соснового бора») подчеркнул, что туристический налог – это серьёзная нагрузка на гостиничный бизнес:
— Когда к нам заезжают спортсмены – мы их селим за 1 000 рублей. Получается, в качестве туристического налога мы должны отдать 10% от этой суммы – и это вдобавок к 6% «упрощёнки». А в следующем году государство обяжет нас платить ещё и НДС. Что останется от этой тысячи?
— Но основная масса спортсменов, которые приезжают на соревнования в Ачинск, – это дети, – возразила Григорьева. – А за них гостиницы туристический налог не платят.
— Да не в детях дело, а в принципе, – настаивал Нехорошев.
В обсуждение вмешался председатель местного парламента Сергей Никитин:
— Сегодня в окружной Совет депутатов поступило обращение предпринимателей, которые просят пересмотреть налоговую нагрузку на гостиничный бизнес, в том числе рассмотреть возможность отмены туристического налога на 2026 год.
Поэтому парламентарии решили взять тайм-аут – чтобы детально обсудить новый налог, в том числе с теми, кто вынужден его с этого года платить.

Тоже стоит почитать
«Она их заживо положила в холодильник и заморозила!»: волонтёры подозревают жительницу Ачинска в жестоком убийстве десятков животных
Служебные собаки: подрядчик по отлову безнадзорных животных передаст администрации Ачинска четырёх агрессивных псов
В администрации Ачинска обсудили, как нужно высаживать саженцы, чтобы они приживались, и что делать с мусорным коллапсом