06.06.2025

Самокат напрокат: как в мэрии решали вопрос со средствами индивидуальной мобильности

Кажется, совсем недавно мы читали в новостях, как жители мегаполисов мучаются от электросамокатчиков – то в одном городе человека собьют, то в другом. И вот прошло время – проблема коснулась и Ачинска. Накануне в администрации состоялось заседание Общественной палаты, на котором был рассмотрен этот вопрос.

— Средства индивидуальной мобильности в Ачинске набирают популярность, – отметил, открывая совещание, мэр Игорь Титенков. – Но правовая база пока отстаёт, и это может сказаться на безопасности дорожного движения в целом. Мы видим хаотичное передвижение, которое может привести к печальным последствиям. Буквально на выходных молодой человек допустил наезд на ребёнка.

Руководитель Госавтоинспекции Ачинска Павел Сурнаков рассказал подробности этого происшествия: 17-летний самокатчик сбил четырёхлетнюю девочку, которая гуляла с мамой. Ребёнку была оказана разовая медицинская помощь, а на несовершеннолетнего составлено несколько административных материалов, в том числе по статье «Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».

— Зачастую мы видим так называемых самокатчиков, которые нарушают всё, что только можно, – поделился наблюдениями Игорь Курбатов, председатель Общественной палаты. – В том числе передвигаются по «зебрам», не спешившись. Таким образом, в зону риска попадают не только пешеходы, но и автомобилисты.

На заседание пришли и представители фирм, которые оказывают в нашем городе услугу по прокату самокатов – их три. Принадлежат им более 120 транспортных средств. Однако в случае, про который рассказал Сурнаков, был использован личный самокат.

— Мы должны контролировать ситуацию вне зависимости от того, используется ли частный самокат, или средство индивидуальной мобильности берётся напрокат, – подчеркнул Титенков. – Самое главное – безопасность всех участников движения. Моё предложение: нужно не только работать над повышением культуры вождения, но и ориентироваться на опыт городов, где ужесточается ответственность. Знаю, что, например, в правительстве Красноярского края уже рассматривают предложения об ограничении скорости и выделении отдельных территорий для передвижения на самокатах. Если говорить о нашем городе, то, на мой взгляд, вполне возможно разработать официальный документ, в котором прописать участки, где можно использовать электросамокаты. Он должен устраивать и предпринимателей, и жителей города.

Слово снова взял Павел Сурнаков:

— Проблема в Ачинске действительно есть. С нашей стороны с начала сезона выявлено около 40 нарушений водителями СИМ. С их участием уже произошло четыре дорожно-транспортных происшествия. Например, часто жалобы поступают с бульвара Богаткова, где самокаты мешают пешеходам. Предприниматели вполне могут запретить туда въезд на своих самокатах.

Начальник ГАИ предложил провести совместные рейды с участием полицейских, общественников, чтобы провести с жителями Ачинска (в первую очередь – с несовершеннолетними) просветительскую работу.

Татьяна Киселёва, владелица одной из прокатных фирм, рассказала о кухне своего бизнеса:

— Мы предоставляем услугу круглосуточно, и как собственники техники, сами заинтересованы в том, чтобы использование самокатов было безопасным. Водитель должен быть старше 16 лет. В этом году наша компания в целях безопасности ужесточила правила: самокаты развивают скорость не более 20 километров в час, хотя их максимальная скорость – 30. При этом самокат, когда только трогается с парковки, не передвигается быстрее 12 километров в час. У нас в телеграм-канале есть чат-бот, который фиксирует нарушения – мы их видим и сразу реагируем. Например, неправильная парковка, или человек не спешился перед пешеходным переходом. Наши сотрудники за это штрафуют: 1 000 рублей. За езду вдвоём – 5 000. Средства автоматически списываются с прикреплённой карты. Если самокат передаётся лицу младше 16 лет – штраф в размере 30 000 рублей. За езду в нетрезвом виде – 100 000. Если даже на карте таких денег нет – при дальнейшем пополнении баланса они всё равно списываются. Также в нашем приложении по умолчанию идёт страховка: если человек врежется в пешехода, пострадавший может обратиться к нам. Максимальный размер выплаты составляет 900 000 рублей.

По поводу выделения специальных зон для катания Киселёва отметила:

— Наши самокаты ездят только до девятого микрорайона, потому что дальше для этого нет условий. В старом центре можно легко стать виновником ДТП и самому получить травму. А в целом мы заинтересованы сотрудничать и с ГАИ, и с администрацией. Ведь мы хотим не просто зарабатывать деньги – мы хотим заниматься социально ответственным бизнесом, хотим, чтобы Ачинск развивался и не отставал от других городов.

А вот выявить лиц, которые управляют самокатом в нетрезвом состоянии, очень сложно:

— Бывает, что транспорт берёт один человек, а затем на него пересаживается другой, – пояснила Киселёва.

— В каждой фирме должны быть чёрные списки нарушителей, и ими необходимо делиться друг с другом, – предложила член Общественной палаты Наталья Маслобойникова.

Игорь Титенков поддержал идею создания базы злостных нарушителей. А возвращаясь к теме выделения участков, глава города напомнил, что сейчас в Ачинске идёт благоустройство набережной Чулыма, и предложил предпринимателям поучаствовать в этом:

— Бюджетных средств на всё обустройство этой зоны отдыха хватать не будет. Как вариант – взять бизнесу часть расходов на себя.

Как пример Игорь Титенков привёл красноярский остров Татышев, где развита услуга по предоставлению напрокат велосипедов и самокатов: «Прошу и вас дать свои предложения».

Ещё одна идея, которая возникла в ходе совещания – проводить в школах классные часы, посвящённые использованию средств индивидуальной мобильности. Делать это должны представители прокатных фирм: рассказывать об устройстве, технических характеристиках СИМ; кому можно им управлять, а кому – нет; какое наказание ждёт за нарушение правил использования.

— Когда мы говорим о штрафах и рейдах – это всё-таки работа не с причиной, а со следствием, – отметила член Общественного совета при МО МВД России «Ачинский» Анастасия Перфильева. – Ни в коем случае не против этого, но, на мой взгляд, необходимо параллельно вести работу по просвещению молодёжи. Давайте проведём в городе «Самокатфест»: организуем несколько локаций, где соединим обучение безопасному вождению, конкурсы, в том числе с проверкой знаний ПДД. Уверена, это сработает лучше всех рейдов и штрафов.

Тем не менее, рейд (с привлечением полицейских, общественников и предпринимателей) тоже решили провести – он состоится ориентировочно уже на этой неделе в местах, которые пользуются у самокатчиков популярностью.

Фото: ufa.mk.ru

Автор