31.01.2025

Человек при вагонах: Дмитрий Назарчук считает, что будущее трампарка – это… автобусы

Несколько месяцев назад Контрольно-счётная палата Ачинска обнародовала отчёт о проверке трампарка за 2023 год. Аудиторы, изучив финансово-хозяйственную деятельность МУП «АГЭТ», выявили некоторые элементы неэффективности. А депутаты, ознакомившись, в свою очередь, с выводами специалистов КСП, пригласили в горсовет руководителя предприятия Дмитрия Назарчука. Ведь не секрет, что в стенах серого дома гуляет и такая мысль: а не многовато ли средств выделяется трамвайщикам? Например, в этом году сумма субсидии составила 107 миллионов рублей.

— Все пункты-замечания КСП мы выполнили, отчёты предоставили, – бодро начал свой доклад Дмитрий Александрович. – Теперь насчёт неэффективности расходования бюджетных средств… Аудиторы, например, пишут, что мы ведём ремонт зданий и сооружений. Но все знают, что они очень старые – мы их ремонтируем, чтобы они не развалились! А сам транспорт? Трамваям – по 40 лет! Контактные сети – примерно в таком же состоянии. Из 35 километров путей отремонтировали в позапрошлом году, смешно сказать, 70 метров! И субсидии нам никогда не выделялись в полном объёме, а вполовину меньше.

— А вы скажите, какую долю занимают бюджетные субсидии в ваших доходах? – уточнила вице-спикер горсовета Ирина Вавилова.

— Примерно пятьдесят процентов, – ответил Назарчук.

— Шестьдесят, – поправила его Ирина Владимировна.

— Ну, шестьдесят, – согласился Дмитрий Александрович.

— Это очень много, – акцентировала Вавилова. – Очень много.

— Наша отрасль – убыточна, и все об этом знают, – эмоционально продолжил директор трампарка. – Подобные предприятия в Красноярске, Ижевске, Новосибирске, Саратове, Барнауле, Липецке, Магнитогорске тоже получают субсидию из бюджета. Потому что пассажирские перевозки – одна из главных социальных задач: как и медицина, и образование… Наша субсидия проверяется на трёх уровнях: администрацией, министерством финансов и министерством транспорта. Всё экономически обосновано. В 2023 году на один километр пробега мы получали 85 рублей, а в Санкт-Петербурге давали 190! Хотя там и трамваи – новее, и пассажиропоток – выше. В Липецке в 2024 году местному трамвайному предприятию выделяли вообще 800 рублей на километр пробега. Видите разницу? Крохи, которые мы получаем из бюджета, – это как маленькое одеяло: не знаешь, то ли ноги прикрыть, то ли грудь.

— Расскажите про себестоимость – из чего она складывается? – снова поинтересовалась Вавилова. – И почему вам всё-таки не хватает денег?

Ответ по финансовой части держала Ольга Дикунова, замдиректора трампарка по экономике:

— Основная статья наших расходов – это зарплата: 74 процента…

— В любом виде деятельности от 70 до 80 процентов затрат – это расходы на зарплату, – заметила вице-спикер горсовета.

— …Также есть расходы на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, хозяйственные нужды и амортизационные отчисления, – продолжила Дикунова. – В итоге сколько мы заработали – столько и потратили. Сейчас стоимость проезда в трамвае – 28 рублей. Ещё в октябре мы подали в министерство тарифной политики документы на увеличение тарифа до 34 рублей, но до сих пор не можем получить согласование. Хотя инфляция в стране за прошлый год составила более 9 процентов. И это только официальная: а если взять фактическую? Да тот же МРОТ, который вырос с этого года почти на 17 процентов. И всё это – одновременно с падением пассажиропотока: если пять лет назад мы перевозили 3 миллиона человек в год, то сейчас, из-за оттока населения, – 2,8 миллиона. А КСП при этом считает, что мы работаем плохо…

— Никто не говорит о том, что трампарк работает плохо, – не согласилась Ирина Владимировна. – Мы просто хотим разобраться, чем вам можно помочь.

— Мы ведём прочие виды деятельности: занимаемся обрезкой деревьев, изготавливаем ограждения, развешиваем новогоднюю иллюминацию… – снова начал отчитываться Назарчук. – Разве что не поём и не танцуем: за любую работу берёмся. Благодаря этому в прошлом году дополнительно заработали 4 миллиона 200 тысяч. Плюс нам в прошлом году передали экобусы.

Тут депутат Наталья Сусанина попросила директора трампарка прояснить ситуацию: как сказался новый вид деятельности на экономике предприятия?

— Мы получили убытки, – прямо сказал Назарчук. И, предугадывая вопрос о том, зачем предприятие вообще в это ввязалось, продолжил. – Во-первых, мы тогда не знали, какой ожидать пассажиропоток, а следовательно – какая будет выручка. Тем не менее, старались и стараемся эту услугу для города оказывать. Данный вид деятельности мы ещё только развиваем.

Тут надо уточнить, что перевозка ачинцев на экобусах тоже субсидируется. Например, маршруты № 3 и 3у обойдутся бюджету в этом году в 2,1 млн рублей, маршрут № 12 – в 1,4 млн рублей (контракт тоже заключён на весь текущий год), а маршрут № 25 – в 9,6 млн рублей (причём с 1 января по 11 июня).

— Дело ещё в том, что, например, маршрут № 25 – абсолютно новый, – добавила Ольга Дикунова. – Поэтому количество пассажиров на нём увеличивалось постепенно. Одновременно мы корректировали расписание. Сегодня всеми «экобусными» маршрутами мы перевозим примерно 2 000 человек в день.

Тем не менее, несмотря на нынешнюю убыточность, Назарчук уверен, что будущее – именно за автобусами. По крайней мере они помогут предприятию хотя бы держаться на плаву. Потому что самим купить новые вагоны – нереально: цена одной транспортной единицы начинается от 75 млн. Получить финансирование в рамках какой-нибудь госпрограммы – вообще из области сказочного.

Но закончили всё-таки на оптимистической ноте, депутаты подчеркнули, что если ачинский трамвай ещё и едет – то только на энтузиазме работников.

— АГЭТ – это всё-таки не бизнес-структура, а муниципальное предприятие, которое работает в жёстких рамках, – поддержать трамвайщиков решила депутат Ксения Талай. – Поэтому надо поблагодарить коллектив, который, один из немногих в нашем городе, сохранил не только себя, но и свои традиции.

— Мы сегодня услышали доклад человека, влюблённого в своё дело, – комплиментарно добавила Наталья Сусанина.

Автор