30.01.2025

«Вы нам роднее!»

Начиная с декабря, в редакцию начали поступать звонки от читателей: «Что за суммы нам добавили в квитанции за коммунальные услуги?». Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся окунуться в события годичной давности: в январе 2024-го руководство «Теплосети» заявило в СМИ, что ресурсоснабжающая организация готовится обанкротить две крупнейшие управляющие компании Ачинска, поскольку те якобы задолжали им за ресурс крупные суммы.

Со счёту сбились

В УК «Центр управления МКД» вспоминают: на тот момент все понимали, что заявление руководства «Теплосети» – это лишь форма психологического воздействия, ведь, согласно закону «О несостоятельности (банкротстве), никаких оснований для этого не было. Однако для населения и подрядчиков УК эта информация всё равно прозвучала как гром среди ясного неба – по сути, УК понесла репутационные издержки. В какой-то момент даже снизилась собираемость платежей – видимо, некоторые собственники решили: зачем платить управляющей компании, если её всё равно будут банкротить?

Ну а теперь – к предмету спора между коммунальщиками и жилищниками: это плата за горячую воду, используемую на общедомовые нужды (ОДН), в тех домах, где нет общедомовых счётчиков этой самой горячей воды.

С точки зрения управляющей компании, ООО «Теплосеть» использовала способ расчёта, который не предусмотрен законом, и затем выставляла платёжные документы УК.

— Поскольку в этих домах отсутствуют приборы учёта горячего водоснабжения, мы начисляли собственникам плату за ОДН по нормативу, а «Теплосеть» – по общедомовому прибору учёта тепловой энергии – который считает всё подряд: и то, что идёт на отопление, и то, что идёт на горячее водоснабжение, – объясняет Евгения Приходько, юрист «Центра управления МКД». – Отсюда и возникла разница. Тем не менее мы, как добросовестная управляющая компания, несколько месяцев – с марта по август 2023 года – платили предъявляемые суммы, одновременно ведя переписку с «Теплосетью», указывая на неправомерность такого начисления. Но, не получив никакого ответа на свои письма, с сентября 2023-го начали платить «Теплосети» не столько, сколько нам предъявляли, а исключительно по нормативу.

А через несколько месяцев руководитель «Теплосети» и выступил в СМИ с тем самым сенсационным заявлением о намерении обанкротить две крупнейшие УК Ачинска.

Но оказалось, ещё ранее, в июле, юристы управляющей компании, уже понимая, что диалога с ресурсоснабжающей компанией не получается, обратились в Арбитражный суд с требованием взыскать с «Теплосети» неосновательное обогащение, включив в иск суммы, излишне переплаченные в марте, апреле и мае – а это более 5 млн рублей. В своей позиции юристы УК были уверены: она была подкреплена Определением Верховного суда.

Чуть позже к «Теплосети» поступил второй иск управляющей компании: о взыскании неосновательного обогащения за июнь, июль и август. Арбитражный суд полностью встал на сторону УК. Решение вступило в законную силу, «Теплосеть» в добровольном порядке откорректировала размер платы за лето. Несколько дней назад было вынесено аналогичное решение и по второму периоду – «весеннему».

— В связи с тем, что мы взыскали эту разницу с «Теплосети», ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, откорректировала плату за отопление населению, потому что гигакалории по факту в дом поступали, – рассказывает Евгения Приходько. – Надзорные органы провели проверку, это признано правомерным, нарушений ни Стройнадзор, ни прокуратура не увидели. По сути, в своё время собственники недоплатили эти средства за услугу «Отопление». Если брать за каждый месяц – это немного. Но когда в «Теплосети» доначислили сразу за несколько месяцев – сумма в квитанции получилась уже ощутимая.

Но почему-то когда жители, получившие доначисления, отправились за разъяснениями в «Теплосеть», им ответили так: управляющая компания проиграла суд, поэтому эти деньги выставлены населению – идите к ним и разбирайтесь. По крайней мере так нам рассказывали читатели.

— Да, люди идут с вопросами именно к нам ещё и потому, что управляющая компания к собственникам всё-таки ближе, – говорит генеральный директор УК «Центр управления МКД» Михаил Балоночкин. – В том числе и по этой причине у нас есть несколько домов, жители которых не хотят переходить на прямые расчёты с «Теплосетью». Люди так и говорят: «Вы нам роднее, всегда всё объясняете, да и нас устраивает, что все платежи – в одной квитанции».

Такая разная вода

Но, как выяснилось, это далеко не единственный повод для спора между жилищниками и коммунальщиками, где коммунальщики производили неправомерно завышенные расчёты.

Несколько лет назад многоквартирные дома, в которых прошёл капремонт, перевели на так называемую закрытую схему ресурсоснабжения. Её особенность заключается в том, что горячая вода поступает в квартиру не напрямую из системы отопления: берётся часть холодной воды, нагревается теплообменником до 60-75 градусов и подаётся в кран с горячей водой.

Но проблема в том, что холодная вода стоит дороже, поскольку на её очистку тратится больше ресурсов, чем на горячую. При этом весной, летом и осенью вода в системе отопления сама по себе не очень горячая, и она не может «подогреть» холодную воду до норматива горячей – из-за этого в управляющую компанию начинают поступать жалобы. В таких случаях представители УК приглашали специалистов «Теплосети» и переводили дом на открытую схему теплоснабжения: то есть в «красный» кран начинала поступать та же вода, которая находится и в системе отопления.

С технической точки зрения это сделать довольно просто, а с финансовой выходит очень хлопотно: с начислениями начинается путаница, ведь какой-то период приходится считать горячую воду по одной цене, какой-то – по другой. Именно поэтому в определённый момент УК и «Теплосеть» договорились просто перевести все дома на открытую систему.

Таким образом, с августа 2022 года жителям этих домов плату за горячую воду начисляли исходя из того, что в этих домах – открытая система отопления. Однако с сентября 2023 года собственники начали получать квитанции, из которых следует, что плату за горячую воду им начисляют исходя из того, что система отопления – закрытая. То есть – дороже. Хотя по факту система открытая, что подтверждено документами.

Не добившись правды от «Теплосети», один из собственников – председатель Совета одного из домов второго микрорайона – пошёл в суд и выиграл дело. Судья даже лично выезжал на адрес, спускался в подвал, чтобы убедиться в том, что система – открытая. В итоге действия «Теплосети» были признаны неправомерными, ресурсоснабжающую компанию обязали сделать перерасчёт.

Выходит, «Теплосеть» приводит свои расчёты в соответствие с жилищным законодательством РФ только после судов – причём это происходит не только в отношениях с УК, но и в отношениях с потребителями.

Автор