24.04.2024

Алексей Немеров: «За пять лет количество выбросов взвешенных веществ снизилось в четыре раза»

На прошлой неделе в Ачинске состоялось совещание по вопросу улучшения качества воздуха, которое провёл министр экологии Красноярского края Павел Борзых. Итогом встречи стало решение о создании в нашем городе Организационного комитета, который займётся разработкой плана мероприятий по улучшению экологической обстановки. Одним из участников совещания стал директор по экологии Ачинского глинозёмного комбината Алексей Немеров.

— Алексей Михайлович, представители министерства озвучили на совещании такую цифру: 80% загрязнений атмосферы в нашем городе приходится на Ачинский глинозёмный комбинат. Прозвучало это, честно говоря, чуть ли не как обвинение. Вы с этим не согласились и озвучили свою цифру: максимум 65%. Так какие данные верны? Откуда возникли разночтения?

— И мы, и министерство экологии пользуемся в своей работе одними и теми же данными. Все они изложены в Государственном докладе о состоянии окружающей среды, который ежегодно готовит министерство. В этом документе отражена деятельность всех предприятий, у которых есть разрешения на выбросы – в том числе, конечно, и глинозёмного комбината. Если говорить грубо – на учёте стоит каждая труба.

Что случилось в Ачинске? Последняя «инвентаризация труб» в нашем городе проходила в 2014 году. За это время закрылось несколько предприятий – причём юридически их не существует, но их котельные никуда не делись и продолжают функционировать. Однако по критериям министерства выходит, что если не отправлена информация в годовой отчёт   – нет и выбросов. А по факту все отчётные выбросы распределяются, конечно, на те предприятия, которые работают в правовом поле и честно отчитываются перед министерством.

Кстати, после совещания министерство исправило информацию на более корректную: 80% – это загрязнения от всех стационарных источников выбросов.

Именно поэтому я рассчитываю на то, что первым шагом в деятельности Организационного комитета станет инвентаризация всех объектов, которые производят выбросы. На городском общественном Экологическом совете мы уже неоднократно поднимали этот вопрос, но всё, как обычно, упирается в финансирование. Теперь, когда пообещали выделить средства из краевого или федерального бюджета, эта работа, надеюсь, будет проведена. Все хотят чётко понимать, какую роль в загрязнении окружающей среды играет наш комбинат, какую – котельные городских предприятий и частный сектор, какая нагрузка ложится от автотранспорта и пыления дорог, и так далее. Ведь даже на промплощадке комбината работает не только АГК: тут ведут деятельность несколько предприятий, и почти каждое осуществляет выбросы.

Ещё один немаловажный момент, касающийся показателей загрязнения окружающей среды: на мой взгляд, их нужно рассматривать не только в статике, но и в динамике. Например, если сравнить состояние окружающей среды Ачинска за последние пять лет, то мы увидим, что количество взвешенных веществ в воздухе, то есть пыли, значительно уменьшилось. Если в 2014 году показатель предельно допустимой концентрации составлял 1,2, то по итогам 2019 года – уже примерно 0,3. То есть за пять лет произошло снижение в четыре раза! Показатели оксида углерода в Ачинске – вообще одни из самых низких, если их рассматривать на фоне других сибирских городов.

Если же взять комплексный индекс загрязнений, так называемый ИЗА5, то мы увидим, что если ранее Ачинск относился к группе городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферы, то сейчас уже на протяжении нескольких лет – с просто высоким.

— За счёт чего в городе достигается эта положительная динамика – если говорить, опять же, только о комбинате?

— Как раз в 2015 году на АГК стартовала программа экологической модернизации, в рамках которой ежегодно полностью реконструируются по два электрофильтра, которые не менялись с момента строительства предприятия – их просто поддерживали в работоспособном состоянии. Почему этого не делалось раньше? Потому что печь не может работать без фильтра: это нарушение природоохранного законодательства. Кроме того, вещество, которое улавливает фильтр, – это спёковая пыль, по сути – наше сырьё, которое возвращается в производство. Выбрасывать эту пыль в воздух экономически невыгодно. Сейчас у нас построены две резервных газоочистки, которые как раз позволяют реконструировать электрофильтры не останавливая печь. Таким образом, за последние годы модернизировано очистное оборудование на восьми печах, а в следующем году завершим работы на оставшихся двух. После этого процесс вновь пойдёт по кругу.

Не могу не отметить и роль установки газоочистки мокрого типа. В 2018 году мы запустили в опытную эксплуатацию вторую ступень, и уже тогда было зарегистрировано значительное снижение выбросов по взвешенным  веществам. Также постоянно ведётся работа по фильтрам в цехе кальцинации, сырьевом, на ТЭЦ. В этом году продолжится рекультивация второй шламовой карты, которая была выведена из эксплуатации в прошлом году: запланировано озеленить около 30 тысяч квадратных метров откосов. Отмечу, что в целом АГК ежегодно вкладывает в экологическую модернизацию порядка миллиарда рублей.

— Теперь давайте поговорим с вами как с членом городского Общественного совета по экологии

— Если брать те же взвешенные частицы, то не нужно быть большим специалистом, чтобы увидеть: показатели загрязнения подскакивают в зимние месяцы, когда активно эксплуатируются малые котельные и печное оборудование в частном секторе. Министр, кстати, привёл в пример Красноярск, где в 2019 году, в преддверии Универсиады, людям раздавали брикеты специального бездымного топлива, которое хорошо себя зарекомендовало.

Нужно обязательно обратить внимание и на так называемое вторичное пыление: отсев, которым зимой посыпают дороги, в сухой период поднимается в воздух. Раньше дороги посыпались песчано-гравийной смесью, она без проблем весной смывалась и уходила на очистные сооружения. А тот отсев, которым посыпают дороги сейчас, имеет свойство цементироваться и забивать ливнёвки. Большие лужи после дождей – это как раз результат нефункционирующей ливневой канализации. Если бы отсев убирался с дорог вовремя – никакого вторичного пыления не было бы.

— Одно из предложений министра экологии, прозвучавшее на совещании, – вовлечь в деятельность Организационного комитета как можно больше представителей общественности.

— Вовлечение общественности – это, конечно, хорошее дело, но я соглашусь и с тем, что в состав Организационного комитета обязательно должны быть включены представители независимого научного сообщества. Экология – это гораздо больше, чем просто популизм или поиски виноватых. Это сложная наука, комплекс знаний. Рассказывать жителям Ачинска об экологической обстановке нужно объективно, грамотно и в полном объёме.

Автор