20.04.2024

Сергей Мачехин: «Тема энергосбережения актуальна во все времена»

Всё лето управляющие компании Ачинска вели подготовку к очередному осенне-зимнему периоду. Народной мудрости «Готовь сани летом…» придерживаются и в крупнейшей управляющей компании города – «Центр управления МКД» под руководством Сергея Мачехина. Он рассказал нам об особенностях нынешнего сезона: почему отопление началось по новому принципу, как современные материалы влияют на качество теплоснабжения и зачем УК занимается энергосбережением. 

— Сергей Михайлович, как вы оцениваете подготовку вашей управляющей компании к отопительному сезону?

— Подготовка к зимнему периоду – процесс сложный и включает в себя несколько этапов. В первую очередь это проведение плановых работ, которые были намечены на лето. Нашей управляющей компанией они осуществлены в полном объёме, несмотря на все ограничения, действовавшие в связи с коронавирусом. Ведь со стороны краевого министерства промышленности, энергетики и ЖКХ были рекомендации о том, что управляющие компании должны отказаться от плановых работ и выполнять только аварийные. Однако мы хорошо понимаем, что система отопления – это тот важный элемент, который никак нельзя оставлять без контроля и внимания: если летом не уделим должного внимания подготовке коммуникаций, зимой это может грозить сбоями в их работе. Поэтому программу подготовки к отопительному сезону выполнили в полном объёме, чтобы обеспечить жителям комфортные условия в зимний период.

Ещё в конце августа – начале сентября мы получили паспорт готовности: этот документ подписывается ООО «Теплосеть» и свидетельствует о том, что внутридомовая система отопления прошла весь комплекс мероприятий и готова к приёму теплоносителя: промыта, опрессована и полностью соответствует требованиям ресурсоснабжающей организации.

— Как прошёл запуск отопления?

— В целом он прошёл традиционно, однако было небольшое новшество. В предыдущие годы тепло подавали в разные районы города поэтапно: отопительный сезон начинался, к примеру, 25 сентября, но в этот день батареи были горячими только у жителей Привокзального района. А на Стройке тепло появлялось лишь неделю спустя. Нынче систему отопления «открыли» сразу по всему городу. После того как теплоноситель практически одновременно поступил во все дома, «Теплосеть» зафиксировала заполнение системы, включились насосы и началась циркуляция. При таком подходе запуск отопления в целом происходит значительно быстрее.

— Всё ли прошло гладко?

— В целом – да. Правда, как обычно, управляющие компании столкнулись с тем, что в некоторых квартирах, где система отопления была перекрыта, жителей не было дома, и тем самым они лишили возможности запустить весь стояк. Приходится тратить время, чтобы разыскать таких собственников. Тем не менее, к 28 сентября тепло поступило практически во все квартиры. На сегодняшний день в нашей управляющей компании осталось около 20 стояков, которые ещё не функционируют по той причине, о которой я сказал выше. Ещё одна причина – там выявлены течи и ведутся аварийные работы, либо меняются приборы отопления. С ужасом вспоминают работу 10-15-летней давности, когда количество незапущенных стояков достигало 600, а то и 1000. Такая положительная тенденция, на мой взгляд, свидетельствует о том, что мы ведём планомерную работу, которая приносит свои результаты.

— Начиная с этой зимы, население будет оплачивать отопление «по факту». Это как-то отразится на деятельности управляющий компаний?

— Я уже неоднократно говорил о том, что переход на новую систему оплаты всё-таки имеет больше преимуществ, чем недостатков. Да, в холодные месяцы сумма в платёжке увеличится, зато летом платить вообще теперь не нужно. Кроме того, новая система позволит избежать традиционных перерасчётов, которые вызывали у граждан недовольство. Ещё один положительный момент – расход тепла можно будет отслеживать в «реальном времени», а не выяснять год спустя, в каком месяце и по какой причине произошёл перерасход.

На работе управляющих компаний переход на новую систему оплаты за тепло тоже отразится, потому что именно мы занимаемся регулировкой системы. Проблема эта связана с тем, что некоторые собственники во время ремонта в квартире меняют обычные трубы на полипропиленовые, нарушая тем самым схему отопления. Грубо говоря: например, проектом предусмотрены стояки диаметром 20 миллиметров и чугунные радиаторы. Люди делают ремонт и ставят полипропиленовые трубы диаметром 10 миллиметров и биметаллические радиаторы. Да, согласен, они и современнее, и эстетичнее, но тем самым нарушаются технические характеристики всей системы. Из-за такой разбалансировки очень сложно отрегулировать теплоснабжение дома так, чтобы комфортно было всем. К сожалению, многие этого не понимают. Мы давно проводим с населением разъяснительную работу – приходится убеждать, доказывать фактами. Часто встречаем такой аргумент: в других домах полипропилен используется, и ничего. Отвечаем: да, в некоторых домах полипропиленовые трубы действительно применяются, но это новые дома, где по проекту вся система отопления построена на одном виде материала.

— Думаю, что в связи с переходом на оплату отопления «по факту» обострится и вопрос энергосбережения…

— Этот вопрос всегда актуален, в любое время. Поэтому наша управляющая компания одной из первых полностью перешла на использование общедомовых приборов учёта – тем самым мы избежали недоразумений между собственниками, управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией по поводу расхода тепловой энергии и, соответственно, начислений.

За относительно небольшой период времени в масштабах нашей управляющей компании мы заменили все подъездные рамы – перешли с деревянных на пластиковые. Есть девятиэтажки, где установлены стеклоблоки, но, на мой взгляд, если они находятся в хорошем состоянии, то менять их на пластик нецелесообразно, потому что они и так отлично удерживают тепло.

Постепенно переходим и на энергосберегающие светильники. Задача на обозримое будущее – уделить внимание второй нитке – это двери в тамбурах, которые постепенно будут меняться на современные. На некоторых домах эта работа уже началась.

Средства на все эти работы, в соответствии с Жилищным кодексом, мы берём из взносов собственников по статье «Текущий ремонт». В связи с этим не могу не заметить одну вещь. Если бы Фонд капитального ремонта работал эффективнее и выполнял свои обязательства в срок, нам бы не пришлось тратить эти деньги на латание дыр. Тогда и жилой фонд улучшался бы быстрее, и собственники гораздо раньше почувствовали эти улучшения.

Автор