19.04.2024

«В режиме ожидания…»: разговариваем с машинистом электровоза

Сотрудник «РЖД» – откровенно о тонкостях работы машиниста электровоза

Для многих вокзал – место встреч и прощаний, счастливых или печальных слёз. Зачастую именно с вокзалом у нас связаны самые тёплые воспоминания: когда отправляемся куда-нибудь в путешествие или проведать родственников в соседнем городе. Случаются здесь и тягостные события в жизни: например, прощание с друзьями или близкими, с которыми неизвестно когда увидишься.

Но есть категория людей, для которых вокзал служит отправной точкой в рабочем графике. И ни с чем, кроме начала трудового дня, это место у них не связано.

Знакомьтесь – Виктор, машинист на «Российских железных дорог», очередной собеседник нашей постоянной рубрики «Тайная комната». В каком направлении конкретно работает и какие обязанности выполняет, просит не указывать – боится потерять стабильный доход, – редкую вещь в наше время…

— Сколько ты зарабатываешь, что так дорожишь своим местом работы?

 

— Всё зависит от количества смен: дневных, ночных. Неплохо по меркам Ачинска. В районе пятидесяти выходит. Но, конечно, хотелось бы больше, всегда ведь есть, куда деньги потратить. Есть премии: квартальные и годовые, 13-я зарплата. На пассажирских поездах машинистам вроде доплачивают за выполнение графика движения, «длинное плечо», скоростное движение. Да и ночных смен на пассажирских всегда больше.

 

— «РЖД» считается хорошим работодателем. Это правда?

 

— С одной стороны, да. Все социальные гарантии и страховые выплаты имеем. Аванс и зарплату перечисляют чуть ли не по минутам. Отпуск длиннее обычного – 42 дня. Слышал, что молодым специалистам дают ипотеку под 2%, но это не точно.

Сотрудники и члены семей железнодорожников ездят отдыхать в профильные санатории, нужно только заплатить какую-то незначительную сумму, не помню сколько. Можно один раз в год бесплатно проехать по России на поезде.

Но есть и минусы: в первую очередь, это дурацкий график работы.  

 

— Да, я о нём слышала. Даже если у вас выходной, в любой момент могут вызвать на работу. И отказаться нельзя.

 

— Согласно Трудовому кодексу, мы не имеем права работать больше 12 часов. Самая длительная моя поездка заняла около двух суток с перерывами между сменами. Выходные у нас либо 48 часов, либо 60. Время отдыха выбираешь самостоятельно. Например, приехал со смены в 8:00. Если берёшь 48 часов, то через двое суток, начиная с восьми утра, тебя могут вызвать в любое время. Вне зависимости от того, куда ты поехал, минимальный межсменный отдых 16 часов.

 

— То есть уехать отдыхать с друзьями куда-то или немного принять на грудь по праздникам уже не получится?

 

— Если ты на выходном, то выпить можно, тебя никто не вызовет. Если находишься в очереди, даже третьим, могут вызвать. Так что мы умеем отдыхать с умом.

 

Как ты питаешься в поездке?

 

— Беру с собой еду из дома.

 

— Насколько комфортно рабочее место?

 

— Не знаю, нормально всё вроде. В морозы в кабине не мёрзли. Летом хуже: металл накаляется, жара стоит невыносимая, даже окна нараспашку не помогают. Кондиционеров, естественно, нет. В остальном каждый создаёт себе в кабине уют сам – кто во что горазд.

 

— Как в дороге борешься со сном?

 

— Да я уже привык, спать особо и не хочется. Главное, перед поездкой хорошенько выспаться. И после смены всегда ложусь отдохнуть, даже когда в сон вообще не клонит. Кофе для меня – не вариант, давление скачет. А с медкомиссиями перед рейсом у нас строго: если хоть немного показатели выше нормы – до работы не допустят.

 

— Можешь взять кого-нибудь с собой покататься?

 

— Могу, и сразу заявление на увольнение – лучше так не шутить.

 

— Были такие случаи, что машинисты брали посторонних, и их потом с работы из-за этого выгоняли?

 

— Я такого не слышал – все с головой, думаю, дружат.

 

— Дай оценку, в каком состоянии российские железные дороги?

 

— Не идеальные, конечно, но ездить можно. Мне особо сравнивать-то не с чем, я за границей не был. Просадки очень бесят. Прямой участок на 140 км/ч можно было сделать полностью скоростным, но из-за его состояния рельсы делят на куски: сперва 120 км/ч, потом 140 км/ч, а после вообще может быть 80 км/ч.

 

Случается, что животные на рельсы выскакивают?

 

— По весне косуль много. Лисы часто выходят вместе с лисятами, но обычно успевают убежать. А вот птицы не всегда успевают. Или когда едешь по станциям, где идёт формирование зерновозов: голубей там можно целой стаей влупить. Лоси, говорят, прямо под поезда выбегают, как будто намеренно, но сам я никогда с ними не сталкивался, а от других слышал.

 

— О чём болтаете в пути с напарником?

 

— Да обо всём, времени-то много.

 

— Возникают мысли об увольнении?

 

— Постоянно. Стабильность и социальные гарантии – это, конечно, хорошо. Но вот эта вызывная система… мало кто такой график выдержит. Сегодня я могу спокойно отдохнуть, а завтра уже – в ожидании.

 

— Молодёжь идёт в профессию?

 

— Да, молодых достаточно много. Некоторые, более опытные, проверяют их на профпригодность. Когда стажёр приходит, перед развилкой садят его за ручной тормоз и говорят: «Сейчас сворачивать будем, крути вправо». Часто попадаются те, кто не понимает, что такое стрелки и крутят вправо. Или если стажёр в машинное отделение пошёл без защитных наушников, включаешь на полную компрессоры и вентиляторы. После этого никогда больше не забудет наушники надеть.

Автор